Анджей вайда: классик и экспериментатор

Анджей Вайда: экспериментатор и классик

Незадолго до не стало выдающегося польского режиссера Анджея Вайды, автора около пятидесяти киноработ. Выпускник Лодзинской киношколы 1954 года, он стал одним из главных режиссеров Польской школы кинематографа — течения в польском киноискусстве пятидесятых-шестидесятых годов, объединяющего таких мастеров, как Войцех Хас, Януш Моргенштерн, Анджей Мунк, Ежи Кавалерович и другие. Как раз его дебютная картина Поколение (1954) о поляках времен Второй мировой положила начало этому направлению и задала проблематику и стилистику всей предстоящей работы режиссера.

Вайда продолжил разрабатывать военную тему в следующих собственных фильмах — Канал (1957) и алмаз и Пепел (1958). Последний фильм в данной трилогии делается неотъемлемым элементом польского кино и абсолютным шедевром Вайды. Обращение в нем о молодом бойце подпольной партизанской армии, что пробует отыскать себе место в уже мирной стране.

Лента начинается с совершенного им случайно неправильного убийства, а заканчивается не меньше нелепой его собственной смертью на свалочном полигоне под звуки полонеза Огинского Прощание с Отчизной.

Ключевую роль в ней сыграл ставший легендарным Збигнев Цыбульский, что визуально постоянно будет восприниматься в образе молодого мужчины в чёрных очках. И к нему, и к его храбрецу будут относить слова из давшего наименование фильму стихотворения Циприана Норвида о пепле, из которого блеснет бриллиант.

В шестидесятом году Вайда отходит от военной темы и снимает Невинных чародеев — муниципальный фильм в стиле новой волны. Как и в алмазе и Пепле, наименование имеет стихотворный источник — древние строчки Адама Мицкевича. Фильм показывает молодого доктора (Тадеуш Ломницкий) и встреченную им девушку (Кристина Стыпульковска), простодушно затевающих циничную игру, но на деле проявляющих друг к другу бережность, настоящий интерес и нежность.

В конце шестидесятых уже зрелый режиссер обращается к теме кино о кино и снимает Все на продажу (1968), где его альтер-эго, кроме этого режиссер (Анджей Лапицкий), формирует фильм о безвременно погибшем актере Збигневе Цибульском. Причем занятые у Вайды артисты играются самих себя, а юный Даниэль Ольбрыхский занимает место ушедшего Цибульского не только в отдельном фильме, но и во всем польском кинематографе.

В семидесятых у Вайды необходимо отметить поворот к литературе: он делает три экранизации хороших произведений. В 1970-м выходит Березняк по одноименной повести Ярослава Ивашкевича, в котором изображается умирание одного брата и воскресение к судьбе другого (Даниэль Ольбрыхский и Ольгерд Лукашевич). И режиссер, и исполнитель мужской роли (Ольбрыхский) были отмечены соответствующими призами на Столичном интернациональном кинофестивале 1971 года.

А в 1979-м выйдет проникнутая ностальгией картина Девушки из Вилька — по еще одной повести Ивашкевича.

В случае если в этих двух лентах прошлое поэтизировано, то в грандиозной картине Почва обетованная по роману Владислава Реймонта оно продемонстрировано без какого-либо флера в твёрдой американской манере. Это рассказ о судьбе трех друзей — польского аристократа (Ольбрыхского), немца (Анджея Северина) и иудея (Войцеха Пшоняка), начинающих собственный дело в промышленной Лодзи 80-х годов XIX века. В случае если им удается выстроить неспециализированную фабрику, то скорее за счет фактически неизбежной внутренней деградации.

Манеру режиссера в этом фильме полностью возможно охарактеризовать как экспрессионистскую и барочную: он сооружает повествование на контрастах и не опасается сильного драматического действия на эмоции зрителей, показывая достаточно тяжелые сцены (как, к примеру, с местью рабочего, практически колесующего распущенного начальника). В фабричной Лодзи шляхтич Боровецкий сумел вписаться в новый мир за счет отказа от ветхих традиций, включая разрыв помолвки для женитьбы на более богатой невесте и ожесточённое отношение к рабочим как винтикам его фабрики.

В будущем Вайда снимает разноплановое кино (от адаптаций произведений Достоевского до исторических картин). Он берется за экранизации Булгакова, Достоевского и Джозефа Конрада. В первой половине 70-ых годов двадцатого века ему попадается Маргариты и перевод Мастера, и он показывает иерусалимскую часть романа в декорациях современного города.

Фильм изначально делался для германского телевидения как пасхальный фильм, исходя из этого в нем появляются в полной мере современные подробности: Левии Матвей в исполнении Ольбрыхского делается репортером. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века Вайда формирует Теневую полосу по одноименной автобиографической повести английского поляка Конрада — скорее самопознание, чем легко морское странствие. По Достоевскому он снимает целых два фильма. Во-первых, это Бесы (1988) по пьесе Камю с Изабель Юппер и Омаром Шарифом в ролях.

Во-вторых, это уникальная трактовка Идиота в картине Настасья (1994), снятой в манере театра кабуки.

Помимо этого, Вайда обращается к истории. К французской в фильме Дантон (1982), где показывает противостояние революционеров: живого Дантона (Жерар Депардье) и жестоковыйного Робеспьера (Войцех Пшоняк), закончившееся казнью Дантона. Последний все же успевает угадать смерть соперника.

В первой половине 90-ых годов XX века мастер снимает в манере документального кино Корчака с Пшоняком в ключевой роли. Он кроме этого дополняет кинообразы национальной истории масштабной картиной Пан Тадеуш (1999) по одноименной поэме Адама Мицкевича, снятой совершенно верно в пандан к более раннему Пеплу. Время действия в ней приблизительно то же, и неизменно присутствует один из его любимых актеров Ольбрыхский.

По размаху фильм, как и лежащую в его основе поэму, возможно назвать энциклопедией древней польской судьбе.

А одним из недавних фильмов Вайды стала Катынь (2007) о расстреле польских армейских. Картина посвящена памяти погибшего вместе с ними отца Вайды.

Кроме кино, Анджей Вайда занимался кроме этого театральной режиссурой: в Москве, например, на сцене театра Современник им поставлены Бесы Камю по Достоевскому. Его последней работой, выдвинутой на Оскар от Польши, стали Послеобразы о последних годах судьбы живописца Владислава Стржеминского, живущего в повоенной Польше. На экранах она покажется в следующем году.

Пан Анджей Вайда


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • К 90-летию миры: бондарчука и классика войны

    К 90-летию миры: Бондарчука и классика войны Имеется в отечественном кинематографе… не имена – глыбы. Про таких людей кроме того страшно поразмыслить: а какой он…

  • Каннская классика

    Каннская классика Фестиваль кино в Каннах не только следит за ситуацией современного кино, но и заботится о сохранении хорошего наследия. С 2004…

  • Рэйф файнс снялся в экранизации русской классики

    Рэйф Файнс снялся в экранизации русской классики Рэйф Файнс, привычный зрителям по фильму «Британский больной» и киносерии «Гарри Поттер», играется в…

  • Владимир басов. биография

    Владимир Басов. Биография Владимир Басов появился 28 июля 1923 г. в городе Уразове Курской области. Позднее он так вспоминал о собственных детских и юношеских…

  • Владимир шевельков: «рождение детей — стресс для мужчины»

    Владимир Шевельков: «Рождение детей — стресс для мужчины» Сыграв собственную первую ключевую роль в 17 лет, он пришел в кино действительно и на долгое время. Сейчас Владимир…

  • Вся правда о джонни

    Вся правда о Джонни Джонни Депп складывается из парадоксов. Актеру далеко за сорок, а по нему до сих пор вздыхают школьницы. Он в далеком прошлом остепенился, но…

  • Лев толстой как зеркало русской шизофрении

    Лев Толстой как зеркало русской шизофрении Наконец, и до телезрителей России добрался фильм «Последнее воскресение», прогремевший во всем мире. Это…

  • Приключения мушкетеров во львове

    Приключения мушкетеров во Львове Четверть века назад на советские экраны телевизоров вышел фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Эта картина сейчас остается в…