Мартин макдонах: певец стоицизма в современном кино

Мартин Макдонах: певец стоицизма в современном кино

Сейчас исполняется 45 лет английскому режиссёру ирландского происхождения Мартину Макдонаху, автору двух превосходных фильмов — В Брюгге и Семь психопатов. Он пришел в кино уже как состоявшийся выдающийся драматург и писатель. Возможно, непременно это должно было случиться — по словам самого Макдонаха, кино его постоянно интересовало больше.

Право слово, неудобно раскладывать творчество кудесника с изумрудного острова на отдельные ленты. Во-первых, вследствие того что их — полагая короткометражку — до тех пор пока всего три. Во-вторых (и это серьёзнее), все они являются единое целое, составленное разом из босховских панорам и сценок бельгийской провинции Брюгге, сюрреалистической жутинки Семерых Психопатов — и их же милой истории о мужском товариществе, домашней драмы Шестизарядника…

Все это имеет обыкновение прикидываться комичным (по крайней мере — до поры до времени), но на деле оказывается то чертовски грустным, то попросту ужасным. Что-то подобное более-менее систематично выводят на экраны американские сотрудники Макдонаха — братья Коэн. С ними ирландца роднит и еще одно редкое для современного кинематографа умение.

Он — отличный рассказчик. И, в неспециализированном-то, ему все равно, что именно говорить — анекдот либо притчу. Да и то, и второе дается Макдонаху безо всяких неприятностей.

Не смотря на то, что что в этом необычного, в то время, когда мы говорим о состоявшемся писателе?

Пожалуй, основная фишка Мартина — и имеется его необычное умение смешивать кино и литературу в коктейль совсем убойного свойства. В кинематографии ирландский маэстро снаружи делает упор на созерцательность вперемешку с оголтелым насилием, за которыми кроются Дружба, Жертва, Любовь. В литературной же драматургии — будь то диалоги либо сценарии как таковые — у Макдонаха они открыто правят бал.

Из этого — и большой трагедийный пафос. Он неизменно маячит за фасадом кроме того самых забавных — до надсадного смеха — моментов его кинолент. И, конечно же, необходимый катарсис: он, как мы знаем, разом превращает любого искусства и зарубежного деятеля культуры в русского народного.

Макдонаха эта приятная участь не избежала: его пьесы с успехом ставят по весям и всем городам, а около фильмов сформировался настоящий — и в полной мере заслуженный — культ (кстати, то же самое возможно сообщить и брате Мартина — Джоне Майкле). Но, к ирландцам в Российской Федерации традиционно относятся с особенной симпатией — пожалуй, нет другого западноевропейского народа, встречающего у нас такое же сочувствие и понимание. Не в последнюю очередь — благодаря умению и склонности мрачно и остроумно шутить на протяжении бесед о самом ответственном.

просматривайте кроме этого Балабанов: один из самых значимых режиссеров постсоветской России

Со страничек маленькой зеленой книжки с пьесами о человеке-священнике и подушке-самоубийце на макдонаховскую кинопленку перекочевали типажи персонажей — забавные, но значительно чаще со вторым — совсем не скелетами — и забавным дном в шкафах. Перекочевала и манера делать из несложных бытовых либо криминальных историй собственного рода эпосы о глобальных человеческих отношениях и жизненных процессах.

Ну и, само собой, некуда не убежал гуманизм — краеугольный камень системы ценностей этого хмурого рано поседевшего мужчины. Макдонах не просто сопереживает своим персонажам, в то время, когда они приобретают очередную пулю в пузо. Он — один из немногих, кто способен аргументированно доказать: кусочек металла в тканях организма — не просто огнестрельное ранение.

Это, скорее, необычный привет из ада — мелкий фрагмент страдания, на которое обречен целый род человеческий и отдельные его представители в Брюгге, Дублине, Лос-Анджелесе либо где-то еще. А раз обречен, то заслуживает и любви, и жалости.

просматривайте кроме этого В рамках семь дней ирландской культуры в Москве выступила несколько Cruachan

В этом главное отличие фильмов братьев Макдонахов (и некоторых вторых ирландских режиссеров) от вторых мастеров жанра криминальной комедии — Тарантино и Ричи. В случае если последние обожают собственных персонажей необычной постмодернистскою любовью, исключающей искреннее участие, то ирландцы совсем не склонны насмехаться над непростыми и часто по-настоящему забавными судьбами персонажей. Фактически, юмор в их фильмах (особенно это относится Мартина) — это собственного рода обезболивание для зрителя.

Если бы в Брюгге, Шестизаряднике и особенно — Семи психопатах не было этих поразительно забавных (при всей их неотъемлемой мрачности, очевидно) диалогов, изумительных самопародий, узкой и ироничной рефлексии писателя и кинодела, думающего о природе собственного искусства, — если бы этого всего не было, тяжелые мысли, неизменно лежащие в базе каждого из его произведений, создавали бы эффект безотносительного и безальтернативного отчаяния.

Названные выше сокровища (наиболее значимые для произведений ирландца) выживают в непростом и страшном мире, кишащим принципиальными и беспринципными сумасбродами, сентиментальными и хладнокровными садистами, и вторыми психами, благодаря стоицизму, с которым сам режиссер наблюдает на кошмары, творимые его современниками. Этот стоицизм — основное оружие главных храбрецов Макдонаха — разрешает им сохранить рассудок, прекратить опасаться, не утратить человеколюбие и оставаться людьми.

Цену за это все, действительно, им приходится платить огромную — в большинстве случаев, это вера в возможность что-то поменять к лучшему (время от времени — но это для стоика Макдонаха уже второстепенно — еще и жизнь). Исходя из этого Любви тут составляют компанию не Надежда и Вера, а Дружба и — особенно — Жертва. Эту тему по-своему развил в собственных фильмах его брат, постаравшийся было вернуть зрителю Веру и в итоге парадоксальным образом снявший еще более депрессивный фильм.

Но об этом — как-нибудь в второй раз.

Кирилл Мартынов. Лекция Новые стоики: поиски атараксии для современного мира


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: