Огонь, пылающий в сосуде

Пламя, пылающий в сосуде

саморазрушение и Триумф Вивьен Ли

Эту сцену в имении «Двенадцать дубов» не забывают поколения кинозрителей: Скарлетт О’Хара появляется на веранде и сходу делается центром общего внимания. Мужчины отворачиваются от своих дам, дабы поболтать с нею, а дамы ощущают опасность, исходящую от ее блестящих чёрных волос, персиковой кожи, фиалковых глаз. Подобная красота в сочетании с бессердечным умом не встретит преград на своем пути.

Так начинаются «Унесенные ветром» – история любви, продемонстрированная на романтическом фоне американского Юга. Фильм прочно вошел в сотню лучших, созданных за все времена. Его успех в большой степени обеспечен исполнительницей ключевой роли – английская актриса Вивьен Ли как будто бы была рождена чтобы сыграть Скарлетт.

Полная жизни

В действительности ее глаза не всегда были фиалковыми – они изменялись от светло синий к зеленому, в зависимости от цвета платья. Эта их природная изюминка усиливалась фильтрами, каковые употреблялись при съемках для выделения подробностей интерьера либо костюмов.

Генетический секрет красоты Вивьен заключен в смешении британской и ирландской кровей с добавкой восточной. Экзотическую чёрную нотку в ее наружности растолковывают армянскими корнями матери, Гертруды Якджи (необычно, но, что фамилия звучит на турецкий лад).

Фотографии юный Вивьен и сейчас приводят к восхищению – подлинная красота не зависит от моды. Но к восторгу неизбежно присоединяется тревога, по причине того, что вспоминаешь, какая будущее поджидала эту неординарную даму.

Вивиан Мэри Хартли показалась на свет 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, городе у подножия индийских Гималаев. Vivian свидетельствует «полная жизни». Вивьен (Vivien) она стала в 21 год, по окончании первого успеха на сцене, поменяв в имени одну букву.

Девочка взяла хорошее образование – она обучалась танцам, игре на виолончели, увлекалась древнеегипетской историей и языками, с наслаждением принимала участие в театральных постановках. настойчивость и Усердие, привитые в монастырской школе, весьма понадобились ей в будущем.

А красота уже была при ней. «Она казалась таковой маленькой, таковой деликатно сложенной, – вспоминала знакомая своих родителей, – с каштановыми локонами и огромными глазами, спускавшимися до самой талии, с мелким прекрасным цветом и вздёрнутым носом лица, какого именно я не встречала прежде».

Вивьен рано определила о собственном совершенстве и стремилась соответствовать ему, отбирая для себя лучшее. Совсем юной девушкой она объявила, что выйдет замуж за Ли Холмана, привлекательного юриста, что был старше ее на 13 лет. «Так так как он помолвлен», – возразили ей. «Ну и что? Он еще не знает меня!» – ответила Вивьен, прямо в духе Скарлетт О’Хара.

Все было в ее власти. Врожденная гармония вида казалась охранной грамотой, выданной природой. Но красота – «загадочная и ужасная вещь», как писал Достоевский. «Всевышний задал одни загадки.

Тут берега сходятся, тут все несоответствия совместно живут».

Вивлинг и Ларри-бой

Став женой Ли Холмана, она не покинула мыслей об артистической карьере. Талант тянул ее в театр. В том месте, покоренная внешностью и игрой восходящей звезды – Лоуренса Оливье, она сообщила подруге: «Я буду его женой». Многие посчитали позже, что Вивьен владела бесплатно предвидения.

Но, зная ее сильный темперамент, возможно высказать предположение, что она просто ставила перед собой цель и двигалась к ней, не щадя ни себя, ни вторых.

Супруга Оливье пребывала на восьмом месяце беременности, у самой Ли была маленькая дочка (которую растила бабушка Гертруда). Но обращение шла о громадной любви, о альянсе ученицы и учителя – гениальных единомышленников, каковые будут дышать рядом между собой и на театральных подмостках, и на съемочных площадках, приводя к восхищению толпы. Грядущий брак Лоуренса и Вивьен казался составленным на небесах.

«Страсть, которую эти двое испытывали друг к другу, наполняла помещение электричеством, – вспоминала личная секретарь актрисы о начале романа. – Какими взорами они обменивались! Как будто бы говорили друг другу: «Подожди, я доберусь до тебя, в то время, когда останемся наедине». – «Да-да, любовь моя, не могу дождаться!»

«Я сыграю Скарлетт, вы не так долго осталось ждать заметите»

Прочтя во второй половине 30-ых годов XX века бестселлер Маргарет Митчелл, Вивьен всегда возвращалась к нему мыслями: «Что за фильм окажется!» Она осознала и полюбила основную героиню, как будто бы близко знала ее. Сейчас ее основной мечтой начало сыграть Скарлетт. Как неизменно, достижение цели казалось вопросом времени.

в один раз разговор об «Унесенных ветром» зашел на съемках малобюджетного фильма, где Вивьен и Лоуренс игрались главные роли. Находившаяся в том месте репортер вспоминала позже, как кто-то увидел: «Из Ларри окажется превосходный Ретт Батлер». Оливье лишь посмеялся, и беседа о кастинге приняла бессвязный темперамент, пока «эта новая женщина, Вивьен Ли, не ошеломила всех.

Она поднялась на мокром от дождя настиле, гордо распрямившись во все собственные ничтожные полтора метра, исправила пальто и заявила пророческим голосом: «Ларри не будет Реттом Батлером, но я сыграю Скарлетт О’Хару, вы не так долго осталось ждать заметите».

сотни и Сотни американок, а также звезды, подобные Кэтрин Хепберн и Джоан Кроуфорд, пробовались на эту роль, но продюсеры «Унесенных ветром» лишь морщились и все заметнее нервничали – съемки начались, ведущей актрисы не было. В этот самый момент на рабочую площадку явилась сама Скарлетт – таинственная, поразительно прекрасная. Это Вивьен приехала в Голливуд (он ей, кстати, сходу не пришолся по нраву), не только для кастинга, но дабы посетить собственного Оливье, что снимался в Америке.

Через пара недель – по окончании успешных кинопроб – она подписала договор с продюсерами.

На студию полетели письма: как возможно давать роль неамериканке! Старательная Вивьен сейчас корпела над выработкой мягкого южного произношения – в ее ежедневном расписании занятиям было отведено четыре часа… Все другое, как говорится, история.

Гроза над фиалковым полем

Сороковые годы начались удачно для наконец поженившихся Оливье: Лоуренс и Вивьен уже добились первых «Оскаров», приобрели загородный дом Notley, где устраивали радостные приемы, продолжавшиеся до восхода солнца. Гости на этих вечеринках были такими же прекрасными и известными, как хозяева.

Казалось, жизнь звездной пары сделана из нереального материала, как и фильмы, в которых они снимались. Остальные смертные лишь вздыхали: «Не редкость же счастье!» Что сказка оплачивается изнуряющей работой, им знать не полагалось.

Вивьен был нужен безотносительный успех. Она стала пленницей заявленного совершенства: трудилась, не щадя хрупкого здоровья, всецело отдаваясь ролям, и с неженской радражительностью реагировала на комплименты по поводу наружности (они якобы принижали ее успехи).

Говорят, что так продолжительно смущать мир собственной безупречностью запрещено – возможно навлечь несчастья. Умные японцы в далеком прошлом об этом знают: чашки они предпочитают с щербинками, красавиц – хоть с мелкими, но недостатками.

В первой половине 40-ых годов XX века во время Клеопатры «и съёмок Цезаря» богиня возмездия в первый раз невидимо прошла за спиной Вивьен – беременная актриса поскользнулась, упала, у нее произошёл выкидыш. Утрата ребенка привела к тяжёлой депрессии, а в будущем году к душевному нездоровью прибавился туберкулез. Цепочка печальных событий началась, дабы больше не прерываться.

Супружеская жизнь неспешно преобразовывалась в преисподняя: Вивьен по мелочам набрасывалась на Ларри, припадки гнева чередовались вспышками и эйфорией энтузиазма. Ли все больше нуждалась в романах и шумных компаниях, каковые подпитывали ее энергией. Она панически опасалась остаться одна.

Это были показатели заболевания, которую никто сначала не рассмотрел. Ларри злили пирушки, он желал спокойствия у себя дома. Ему казалось, Вивьен специально разрушает себя.

Она делала это с простой страстью: большое количество выпивала, выкуривала по четыре пачки в сутки, при ее-то легких.

По печальному совпадению Ли в то время игралась Бланш Дюбуа в театральной постановке «Трамвай «Желание», и было тяжко любой раз замечать, как точно ее героиня сходит с ума. Чуть позднее за эту же роль в одноименном фильме она возьмёт второго «Вручения Оскара», но уже ни при каких обстоятельствах не будет равной собственному суперзвездному мужу.

В начале пятидесятых актриса была помещена в психиатрическую клинику. Шоковая терапия перевоплотила ее в чужую для Оливье даму – все, что он смог затем сделать, это спрятаться в работе. Позже у Вивьен были еще один новые и выкидыш припадки.

Опять клиники, опять шоковая терапия…

К 1957 году Лоуренс совсем устал от электрических разрядов и вспышек. Он встретил молодую актрису Джоан Плоурайт, захотел создать с ней семью. Джоан говорит сейчас, что они продолжительно не решались на беседу с Вивьен, опасаясь какой-нибудь безумной выходки.

Развод был ужасным ударом для Вивьен. Не смотря на то, что ни она, ни супруг не отличались верностью и сейчас практически не жили совместно, она не имела возможности поверить, что ее совершенный, основной мужчина ушел к ничем не примечательной женщине. Она так же, как и прежде обожала Ларри.

Оливье также до конца дней не имел возможности нормально видеть ее красивое лицо на экране телевизора. «Это была любовь, – со слезами повторял он, обвиняя себя в произошедших с нею бедах. – Это было настоящее». Но, как справедливо увидел Эшли Уилкс в сцене объяснения со Скарлетт, одной «страстной любви не хватает, дабы такие различные люди создали радостную семью».

Ларри-бой намного пережил собственную Вивлинг. Новая супруга родила ему детей, дала тихое понимание и покой, о которых он грезил. Она кроме того прощала ему эпизоды гомосексуальности («великие люди попадают время от времени под влияние внутренних демонов»).

Унесенная ветром

А Вивьен, которая сказала, что маленькую судьбу с Ларри она предпочла бы долгой без него, погибла 53-летней, от туберкулеза. Это произошло сорок лет назад, 7 июля 1967 года.

Всего она принимала участие в двадцати фильмах и тридцати театральных постановках, среди которых были успешные, но Скарлетт из «Унесенных ветром» останется ее ключевой ролью и будет продолжительно тревожить сердца. Неудивительно, что кроме того в последних героинях Ли зрители видят Скарлетт – постаревшую, страдающую от пренебрежения мужчин.

в один раз актрису задали вопрос, какой она сама воображает судьбу самоуверенной южанки. «Думаю, она должна была измениться, став более человечной», – ответила Вивьен.

2007-06-15 / Ольга Батлер

Николай Заболоцкий. Некрасивая девочка


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: