Виктору цою — 50: мифы и правда о культовом музыканте

Виктору Цою — 50: мифы и правда о культовом музыканте

21 июня 1962 года в Ленинграде в семье учительницы физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя появился сын Виктор, которому было суждено трагически погибнуть в возрасте 28 лет и превратиться в икону русского рока. В текущем году Виктору Цою имело возможность бы исполниться 50 лет.

Каждый год 21 июня на Арбате планируют почитатели группы «Кино» чтобы отметить сутки рождения собственного всегда живого кумира. «Киномания» для тысяч подростков превратилась в целую религию со своим святым и собственными местами паломничества. Одно из них — стенки Цоя в Кривоарбатском переулке, которая показалась стихийно, за одну ночь.

На Арбате и раньше обожали планировать представители разных музыкальных субкультур, и, определив про смерть фаворита «Кино», кто-то из них написал тёмным на первой попавшейся стенке: «Сейчас погиб Виктор Цой». Так одна надпись начала целое паломничеству: и до сих пор любой приезжающий в Москву поклонник русского рока вычисляет чуть ли не своим долгом прийти на Арбат и что-нибудь написать на стене.

Соседство с таким необыкновенным монументом ни при каких обстоятельствах не нравилось жителям Арбата и владельцам офисов, исходя из этого надписи много раз пробовали закрашивать, но за ночь они оказались снова, причем в прошлом количестве. Власти прекратили бороться, осознав, что это безтолку, а также два раза в год — в сутки рождения и в сутки смерти Цоя — выдают разрешение на проведение импровизированных рок-концертов, собирающих десятки случайных зрителей.

Около стенки постоянно дымятся окурки, покинутые поклонниками для Цоя, а одна из надписей кроме того гласит: «Витя не погиб. Он просто вышел покурить». В сутки рождения ко мне приносят цветы — нечетное количество, как живому.

 Но тогда, в первой половине 60-ых годов двадцатого века, никто и не думал о том, что Виктор Цой покинет о себе такую память. Он был простым ребенком, застенчивым, скромным, пара комплексовавшим из-за собственной корейской наружности. В школе обучался не хорошо, но не вследствие того что ему не легко давалась учеба, а вследствие того что предпочитал заниматься самообразованием и приобретать только те знания, которые считал увлекательными и нужными для себя.

Хорошие отметки Виктор Цой имел лишь по рисованию, труду и физкультуре. В будущем эти дисциплины и составили базу его увлечений: он выпиливал фигурки нэцке из дерева, занимался восточными единоборствами и большое количество рисовал, рисовал то, чего не было в конечном итоге, — сюжеты собственных снов, по большей части красочные, броские, и, по воспоминаниям его матери, до последних дней мало детские.

Действительно, с живописью у Виктора Цоя не сложилось. Помешало все то же рвение к самообразованию: из Художественного училища имени Серова он был исключен за неуспеваемость.

В 20 лет Цой уже имел популярность, не смотря на то, что его музыкальный путь был непростым: сперва он игрался в группе «Палата №6», позже — в «Гиперболоидах и Гарине», где пел о том, что «водка — вкусный напиток». Известности Цоя во многом содействовали Майк Науменко, фаворит группы «Зоопарк», и Артемий Троицкий: и тот и второй в своей квартире организовывали «квартирники», куда приглашали играться и Виктора Цоя.

Скоро «Гиперболоидов и Гарина» приняли в Ленинградский рок-клуб, а это означало, что сейчас группе всегда будут помогать и с выступлениями, и с записью альбомов. Коллектив обновил состав и поменял наименование на более маленькое и звучное — «Кино».

С этих пор жизнь Цоя складывалась из концертов, кухонных посиделок с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и другими музыкантами и работы. Трудиться приходилось чтобы не попасть под статью о тунеядстве. Самым его известным местом работы стала котельная «Камчатка», где скрывались от статьи многие музыканты. Цой трудился кочегаром, тут же давал концерты и писал песни, а «Камчатка» как некое таинственное и непонятное место потом превратилась в один из броских образов его лирики.

В личной жизни у Цоя все также складывалось непросто. Его первая супруга Марьяна сама подошла на вечеринке и губной помадой написала ему собственный номер телефона. Цой позвонил… На их свадьбе находилась вся ленинградская рок-н-ролльная элита.

В этом браке родился ребенок — сын Саша. на данный момент он также занимается музыкой, но поменял фамилию и всячески пробует отгородиться от славы отца.

Про Цоя говорили, что он был однолюбом: в случае если обожал одну даму, вторыми не интересовался и обманывать не умел. По окончании того как он познакомился с Натальей Разлоговой, дочерью кинокритика Кирилла Разлогова, сходу ушел из семьи и переехал к ней в Москву.  В то время Цой подготавливался к съемкам в фильме Рашида Нугманова «Игла» и сам отыскал исполнительницу ключевой роли, с которой должен был играться любовь.

Она не была актрисой, не имела никакого отношения к кино, а просто была похожа на… Наталью Разлогову.

Последняя любовь Цоя ни при каких обстоятельствах не называла себя его женой, оставляя это право Марьяне — матери его ребенка. В сутки похорон около гроба музыканта дамы находились рядом…

Ранняя смерть содействовала рождению мифов. Фраза «Цой жив!» вовсе не есть переносной: среди киноманов существует вывод, что он не погиб тогда в автокатастрофе. Поклонники кроме того потребовали вскрыть могилу и убедиться, что она не безлюдная, поскольку хоронили музыканта в закрытом гробу, и немногие видели его мертвым.

Представьте, каково было внимать этим слухам матери музыканта Валентине Васильевне, которая до самой собственной смерти общалась с поклонниками сына, кормила тех, кто дежурил на его могиле… Знать, что такое количество людей уверенно, что твой единственный сын жив, — это была пытка. в один раз ночью в ее квартире раздался звонок телефона, и малоизвестный голос, похожий на голос Цоя, сказал всего одно слово: «Мама»…

В смерти Виктора Цоя большое количество таинственного, неясного и вправду мистического. Он погиб под Ригой в автокатастрофе, в то время, когда возвращался с утренней рыбалки: не справился с управлением и врезался в автобус. Шофер автомобили, ехавшей за «копейкой» Цоя, поведал только то, что всю дорогу машина ехала ровно, бережно, а позже скрылась из виду за поворотом, и именно там за долю секунды случилось что-то, что вынудило музыканта выехать на встречную.

Предположений было большое количество: был пьян, уснул за рулем, пробовал вывернуть, дабы не сбить выбежавшее на автостраду животное, решил поменять кассету в магнитофоне и отвлекся… Но следов алкоголя в крови музыканта найдено не было, а экспертиза так и не смогла убедительно доказать, что Цой дремал в момент смерти.

Примечательно, что музыкант всегда забирал на рыбалку сына, а сейчас уехал без него — не захотел будить.

Второй знаменитый музыкант Игорь Тальков, отозвавшийся на смерть Цоя песней, заявил, что его унесли яркие силы в тот момент, в то время, когда миссия музыканта была закончена. Через некое время не меньше загадочно погиб и сам Тальков. Также выполнил миссию?

Музыкальный критик Артемий Троицкий уверен в том, что две эти смерти были не случайны: и Цой, и Тальков погибли вместе с той эрой, в которой были необходимы и пользуются спросом. В новой действительности два этих музыканта, вероятнее, не нашли бы себя. Они ушли как раз в тот момент, в то время, когда рок превратился в часть рынка и прекратил существовать как стиль и идеология судьбы.

Яркой иллюстрацией данной мысли стала борьба, разгоревшаяся за авторские права на песни Цоя: через чур многие желали получить на имени кумира. Особенно продолжительными и неприятными были судебные тяжбы между музыкантами «Кино» и Марьяной Цой. По закону все права перешли к вдове, с чем «киношники» согласны не были.

Сравнительно не так давно же музыкальный мир и вовсе потрясла новость: найден малоизвестный альбом Виктора Цоя. Якобы сын музыканта, разгребая по окончании смерти Марьяны вещи, нашёл где-то на чердаке кассету с песнями отца и, не зная, что с ней делать, да и отнес ее привычным, те же со своей стороны оцифровали записи и выложили их в Интернет. Начались споры, экспертизы.

Филологи подтвердили сходство текстов отысканных лирики и песен Цоя, музыканты же «Кино» разводили руками: «Ничего не знаем. Мы для того чтобы не записывали». Но так как имел возможность же Виктор записать это и без группы, тем более что сейчас между Цоем и «Кино» довольно часто появлялись творческие разногласия.

Спор решила фоноскопическая экспертиза: голос на кассете в собственности второму человеку. Сенсация, которая была удачна в первую очередь музыкальным компаниям, не удалась.

Цоя нет уже 22 года, но до сих пор его музыка продолжает оказывать влияние на развитие русскоязычного рока. Действительно, современные музыканты довольно часто говорят о том, что именно ранняя смерть подарила Цою бессмертие. Виктора постоянно окружал ореол загадочности: он постоянно носил тёмное, был сдержан в проявлении чувств, сказал негромким голосом, подолгу думая над вопросами, уходил в себя.

Его кроме того именовали шаманом и вспоминали случай, что случился на концерте в «Зеленом театре», в то время, когда у Цоя неожиданно изменился голос, а публика на какое-то мгновение окаменела, как словно бы впав в транс.

Но, вероятнее, в успехе «Кино» нет никакой мистики: легко Цой видел время и прекрасно знал, что необходимо собственному поколению. Пускай кроме того это попадание на протяжении время от времени было совсем случайным. Песню «Несколько крови», к примеру, музыкант написал под впечатлением от фильма «Звездные войны», а поколение углядело в ней боль Афганистана. «Отечественное радио» кроме того назвало ее основной рок-песней XX века.

Отрицал Виктор социальный подтекст и Цой в композиции «Изменений», полагая, что она про перемены в самого человека, но однако именно она стала гимном перестроечных надежд.

Изменилось время, наступили желаемые перемены, но и по окончании собственной смерти Цой угадывает настроение эры: два года тому назад Вячеслав Бутусов запсал сингл на стихи Цоя «Дети мин.», в которой фаворит «Кино» безрадосно заключил: «…А машине, которая шла на восток, обломали рога менты»…

Цой продолжает оказывать влияние на современных музыкантов. Вот что по этому поводу говорит Алексей Кортнев:

— Виктор Цой для меня — это олицетворение музыки переломных лет, финиша 80-х – начала 90-х. Нужно заявить, что по прошествии времени, уже по окончании того, как Виктор его музыка и погиб стала воспоминанием о молодости, мое отношение к некоторым его песням очень сильно поменялось. В то время, когда я был юношей и жил сейчас, в 80–90-е, мне «Кино» не нравилось совсем.

Но позже я услышал кое-какие цоевские стихи, до которых я дорос, и считаю, что он покинул по окончании себя кое-какие четверостишия, каковые подобны пушкинским по лаконичности и силе. Их возможно высечь на монументе.

Юлия Шершакова

Центральное Телевидение-50 лет Виктору Цою(НТВ,24.06.2012)


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: