Горячая линия: о поступлении в высшее учебное заведение в 2009 году, об Олимпиадах и Татьянином дне
В гостях у радиостанции «Эхо Москвы» ректор МГУ Виктор Садовничий.
Ведущая: Ксения Ларина
Ксения ЛАРИНА: Здорово у нас сейчас получается: сейчас в «Родительском собрании» мы отмечаем, конечно же, Татьянин сутки, причем сутки в сутки, прямо сейчас, 25 января. И в связи с таким студенческим праздником, классическим, у нас в студии ректор Столичного Национального Университета, президент Альянса ректоров России Виктор Антонович Садовничий. Хороший сутки, Виктор Антонович.
С праздником.
Виктор САДОВНИЧИЙ: Хорошее утро. Благодарю. Всех с праздником.
К.ЛАРИНА: Для вас данный праздник что означает?
В.САДОВНИЧИЙ: Для меня он значит очень многое, сутки рождения МГУ. И эту традицию мы вернули в 1993-м году, и она прочно вошла в нашу жизнь. Без нее мы уже не можем.
К.ЛАРИНА: Что сейчас будет в честь праздника у вас? Куда вы отправитесь по окончании эфира?
В.САДОВНИЧИЙ: Сейчас будет светло синий огонек студентов. Приехали парни из бывших советских республик, около 150 человек, фавориты студенческих организаций. После этого будет баскетбольный матч — громадное шоу, будут играться и специалисты, и Московского ветеранов – университета и команды Правительства. И Сергей Борисович Иванов, тренер одной из команд, а я тренер второй команды, будем болеть за победу.
После этого будет громадной гала-концерт студентов. Они награждают лучших учителей, победителей студенческих научных соревнований, форумов. Будет студенческий концерт, в конце его – медовуха.
К.ЛАРИНА: Классическая.
В.САДОВНИЧИЙ: Классическая, да. А после этого фейерверк, и без того до восьми часов вечера.
К.ЛАРИНА: Ну что ж? Мы на данный момент до тех пор пока – праздник не начался еще – мы займемся трудовыми буднями. Потому, что у нас имеется предлог для встречи, не только сутки студента, не только сутки рождения МГУ и Татьянин сутки, но и размещённое в пятницу в Русском газете новое правило приема граждан в национальные и муниципальные образовательные учреждения высшего профобразования на 2009-2010-й учебный год. Ну, я не буду сама все говорить.
Виктор Садовничий, возможно, на данный момент поподробнее поведает, что изменилось и что наконец? У меня, действительно, основной вопрос: на долгое время ли это? Это что, на год?
Либо в следующем году снова выйдут новые? Вот что больше всего-то тревожит.
В.САДОВНИЧИЙ: Вообще-то правила ежегодно изменяются. Но, само собой разумеется, в текущем году поздновато вышел, что именуется, порядок приема, но он вышел уже зарегистрированный Минюстом. И уже на основании этого порядка высшие учебные заведения будут разрабатывать собственные правила приема.
Мы совершили сутки открытых дверей раньше. И, само собой разумеется, мы не всё имели возможность ребятам сообщить, потому, что порядок внес и новые трансформации. И в этом смысле большое количество вопросов, как же всё будет проходить в текущем году. По причине того, что парни готовы поступать, а порядок вышел только что, а институты еще должны создать собственные правила приема в соответствии с порядком.
Исходя из этого я осознаю тех ребят да и то много вопросов, которое пришло по этому поводу.
К.ЛАРИНА: Ну, итак, самое основное – что сейчас единое целое: вступительные экзамены и Единый Госэкзамен в высшее учебное заведение. В итоге абитуриент сдает, как я осознаю, 4 экзамена, каковые установлены Министерством образования. Он выбирает по собственному усмотрению три плюс профильный предмет и русский язык. Ну, в том месте имеется кое-какие такие нюансы, о которых мне хотелось бы самую малость поболтать. Говорят, что обстановку в том месте спас легко в последний момент Виктор Садовничий.
О чем вы в том месте договорились с Андреем Александровичем Фурсенко?
В.САДОВНИЧИЙ: В принципе, само собой разумеется, в текущем году все экзамены проходят в форме ЕГЭ, по закону. Но имеется два громадных исключения либо, возможно сообщить, новое в этих правилах, исходя из этого это также приводит к вопросу. Сейчас о порядке. Сперва было такое распространенное сообщение Министерства, что будет 4 необходимых экзамена в виде ЕГЭ для всех высших учебных заведений. И эти предметы были названы. И, само собой разумеется, это стало причиной большое количество вопросов.
Скажем, на данную профессию либо данное направление ни при каких обстоятельствах не сдавался таковой предмет, как, условно, география. Я имел разговор с Андреем Александровичем. И мы договорились уже в последний момент, что в порядок приема нужно внести трансформации: из этих 4-х предметов высшее учебное заведение по собственному усмотрению выбирает 3, сохраняя профильный.
Возможно и 4, но в принципе, возможно и 3. Но наряду с этим, непременно, лишь из этого списка и сохраняя профильный. В случае если, скажем, была математика, то ее нужно как профильную и сохранить. Это очень сильно оказывает помощь, на мой взор, по причине того, что дает больше маневра ориентировать прием на отбор более гениальных и подготовленных ребят для учебы по данной профессии.
К.ЛАРИНА: А что такое профильный предмет? Немножечко про это поподробнее.
В.САДОВНИЧИЙ: Профильный определяется на данный момент также Министерством, не смотря на то, что раньше это определял вуз, МГУ в частности. Это тот экзамен, что, как бы для данной профессии считается главным. В случае если сообщить совсем упрощенно, то для естественнонаучных профессий – это математика, а для гуманитарных – это произведение, русский литература и язык.
Не смотря на то, что, бывает и второе.
К.ЛАРИНА: Ну, математика – она же входит в необходимый список необходимых предметов для ЕГЭ.
В.САДОВНИЧИЙ: Да-да-да, он необходимый. Вместе с тем возможно и профильным. И профильный экзамен имеет еще кое-какие добавки.
Ну, к примеру, по профильному предмету вуз в праве сократить баллы по ЕГЭ. Скажем, в случае если результаты по ЕГЭ ниже данного ограничения, то вуз может отказать по профильному.
К.ЛАРИНА: Другими словами смогут кроме того не допустить до профильного экзамена?
В.САДОВНИЧИЙ: Да. На этот профиль. Так что слово «профильный» имеет таковой вес.
К.ЛАРИНА: Другими словами еще раз, принципиально важно. Профильный предмет, допустим, в случае если речь заходит об Инязе, о Лингвистическом университете, то это, непременно, язык, да?
В.САДОВНИЧИЙ: В большинстве случаев, да. Не смотря на то, что Министерство время от времени устанавливает второй профильный предмет на отдельные профессии. На том же Инязе имеется такое направление «Регионоведение»», и вот в том месте – география.
Сейчас считаем, что делать.
К.ЛАРИНА: В то время, когда должны заявить об этом институты? В то время, когда они должны информировать собственных абитуриентов о том, какой профильный предмет будет приниматься в текущем году?
В.САДОВНИЧИЙ: Весьма хороший вопрос, по причине того, что я уже заявил, что порядок прием вышел пару дней назад, всего недавно. И институтам еще нужно какое-то время чтобы все это установить и разобрать. Мы сохраняем надежду, что основные данные, не подлежащую уже никакому трансформации, дадим 22 марта в дни весенних каникул школьников. Я пологаю, что и большая часть институтов распространит такую данные как раз к каникулам.
И, само собой разумеется, все институты будут стараться разместить данные на собственных сайтах, и я бы рекомендовал ребятам, если они выбрали вуз, хорошо трудиться с сайтом и с тем разделом, той страницей сайта, которая относится к поступлению.
К.ЛАРИНА: 24 института имеют в текущем году право проводить собственные дополнительные экзамены. Что это? Это творческие институты либо какие-то специальные, элитные?
В.САДОВНИЧИЙ: Вы понимаете, это также новация, которая еще до конца, по-моему, не отработана. В чем она состоит? Дело в том, что Правительством был выработан последовательность параметров, каковые дают право на дополнительный экзамен. Другими словами, нужно, дабы в этот вуз конкурс в прошлые годы был не меньше, чем 2 человека на место отличников либо медалистов. И дабы среди зачисленных не было ни одного неотличника. Вот представим. Факультет.
Нужно, дабы в прошлый год на данный факультет конкурс среди отличников был не меньше, чем 2 человека на место, и дабы среди зачисленных не было ни одного неотличника. Весьма твёрдые правила. Думаю, пользуясь случаем, сообщу, что их нужно дорабатывать. И дальше формально предложения. Вуз сказал: вот, моя база данных, вот прошлогодний прием, вот у нас количество зачисленных отличников, вот фамилии.
Значит, мы по этому направлению, по данной профессии удовлетворяем параметрам чтобы получить дополнительное испытание. Все институты подали. Их выяснилось, удовлетворяющих этому критерию, 24. И в каждом университете пара профессий.
В Столичном университете таких выяснилось 8, где выполняются эти 2 критерия. Так, это как бы не волевое ответ дать этому вузу такое право, это собственного рода соответствие критерию. Однако эти критерия, на мой взор, требуют усовершенствования.
К сожалению, я считаю, что они жестковаты.
К.ЛАРИНА: Категория льготников на сегодняшний сутки что из себя воображает? Я имею в виду абитуриентов в первую очередь.
В.САДОВНИЧИЙ: Все сохраняется. Ребята-сироты, калеки, соответственно из армии те, кто имеет льготы. Все-все, что было в законах по льготам, сохраняется. Но имеется и кое-какие трансформации.
С этого года медаль не имеет права на льготу. Другими словами медалист-школьник не имеет права на льготу лишь вследствие того что он медалист.
К.ЛАРИНА: Другими словами остается лишь повесить ее на стенку и гордиться, что ты лучший.
В.САДОВНИЧИЙ: Ну, выходит так. В принципе, я также был не среди тех, кто думал, что это нужно делать. Но приводились и противоположные доводы.
Это вопрос не дискуссии, не смотря на то, что я бы думал, что в случае если медаль взята трудовым методом – а я пологаю, что по большей части это так – то, само собой разумеется, это заслуга школьника, что 11 лет старался обучаться так, дабы быть медалистом и взять приз. Маленькую приз – определенную льготу при поступлении. Поживем – увидим.
К.ЛАРИНА: Ну, тогда тут именно и уместно поболтать об Олимпиадах. Потому, что в случае если отменены медали, то именно весьма деятельно начинается совокупность Олимпиад. О чем тут стоит не забывать?
В.САДОВНИЧИЙ: Вот это именно очень важный и хороший вопрос. И тут мне думается, что имеется определенная роль и МГУ. Дело в том, что я не являлся приверженцем для того чтобы права Единого Госэкзамена быть единственной формой поступления. Вычислял и считаю до сих пор, что гениальные парни смогут и не быть такими уж отличниками, приобретать высокие результаты по ЕГЭ в силу определенной специфики устройства собственного мозга. Другими словами так, как они думают.
И масса тому примеров. Исходя из этого, само собой разумеется, гениальных ребят – это в каждой стране делается – нужно искать. Их нужно лелеять, их нужно практически как золото добывать, по крупицам, обнаружить и поддерживать. Мы знаем случаи, в то время, когда безотносительный победитель по ЕГЭ, имеющий около 100 баллов, дальше не имеет возможности обучаться по этому предмету, и учители конкретно говорят: «Он по-второму самую малость устроен». Исходя из этого я выступил с предложением создать в первый раз в Российской Федерации замечательную сеть Олимпиадных перемещений.
Нужно заявить, что Андрей Александрович Фурсенко поддержал эту идею. Это было непросто, были дискуссии и громадная работа. И Альянсу ректоров было поручено взяться за эту работу.
Вот мы взялись, не смотря на то, что, возможно, это не совсем отечественная прямая обязанность. Мы проанализировали все Олимпиады России – это тысячи Олимпиад. Мы выработали критерии по отношению этих Олимпиад: какая относится к первому уровню, второму, третьему уровню, и внесли предложение Министерству, министру 120 Олимпиад в Российской Федерации по различным предметам либо комплексному предмету.
И попросили, дабы эти Олимпиады были утверждены приказом, согласованы с минюстом, а после этого установлены были льготы для поступления олимпиадникам. Итак, 120 Олимпиад, победители Олимпиад имеют громадные льготы. К примеру, в случае если победил школьник в Олимпиаде первого уровня и поступает по профилю, другими словами по тому предмету, по которому он взял верх, он бывает легко зачислен без сдачи всего – без ЕГЭ, без сдачи любых экзаменов – он просто уже студент.
Либо вуз может установить, что, если он победитель, то приобретает 100 баллов по этому предмету. Ну, и без того потом. Это весьма хорошие льготы для ребят, но основное, что это не просто льгота, а что это гениальные юноши, победившие во общероссийской Олимпиаде, и они имеют страховку от случайностей при сдачи ЕГЭ. Мы весьма в Столичном университете рассчитываем на победителей Олимпиад.
В прошедшем сезоне мы забрали больше половины студентов в МГУ — победителей Олимпиад. Трудимся по всем направлениям, и я надеюсь, что в текущем году мы также заберём большое число ребят, возможно, около половины приема как победителей Олимпиад.
К.ЛАРИНА: Лишь победителей либо финалисты также входят в это?
В.САДОВНИЧИЙ: В том месте победителем именуется, как бы, диплом первой, второй и третьей степени. И разрешается по положению, до 45% участников последнего тура вычислять победителями. Другими словами, в принципе, вероятно.
В случае если участвуют в последнем туре 100 человек, то 45, в принципе, смогут именоваться победителями, другими словами иметь дипломы первой, второй, третьей степени. Это весьма великое дело. Я считаю, что мы олимпиадное перемещение России легко должны лелеять, беречь, развивать, совершенствовать, по причине того, что в итоге Министерство и – наши планы с этим в соответствии с, и Андрей Александрович Фурсенко согласен, и мы с ним это обсуждали – что это возможно и 10, и 15 процентов ребят, поступивших в высшии учебные заведения через Олимпиады.
Возможно, и больше. Вот отечественная цель пребывает в помощи олимпиадного перемещения.
К.ЛАРИНА: Условия приема на платное отделение чем-то значительно отличаются от бюджетных?
В.САДОВНИЧИЙ: Так же, как и прежде, в случае если это регулярный метод, мы берем на платное отделение тех, кто не прошел по конкурсу, самую малость не добрал. Не смотря на то, что имеется во многих высших учебных заведениях, и в Столичном университете также, маленькие факультеты, каковые полностью на платной форме. Но я говорю о тех, где имеется и бюджетники, и платники.
Итак, не прошел по конкурсу, имеется минимальная цена оплаты за обучение в институте – она устанавливается по формуле в зависимости от бюджета – и вот не ниже данной минимальной цены вуз устанавливает оплату. В случае если имеется громадный конкурс среди платников, вуз может повысить эту цену. Это именуется рыночный механизм. Я именно на прошлой конференции и по сей день желаю заявить, что я поддерживаю определенные ограничения роста платы за обучение. Нам нужно это сделать.
По причине того, что цель университета – не получать, а цель университета – дать доступ к образованию. В принципе, само платное образование, возможно, явление времени, я так считаю — в таких масштабах и такая цена. Но потому, что это уже имеется, то я бы думал, что вот эту верхнюю планку также нужно ограничивать.
К.ЛАРИНА: Ваше отношение к двухуровневой совокупности образования?
В.САДОВНИЧИЙ: В общем, это определенное, само собой разумеется, копирование мировых образцов.
К.ЛАРИНА: Ну, в случае если это удачно, из-за чего нет?
В.САДОВНИЧИЙ: Ну, да. Вот я сообщу о собственных позициях. Само собой разумеется, в принципе, такая форма подготовки возможно, и во многих случаях она полностью оправдана. Не хотелось бы именовать специальности и те науки, но ко многим это подходит.
Но имеется профессии, по которым 4-летняя подготовка будет в ущерб. Я много раз сказал, что, назовем их в кавычках «тяжелые» профессии, как технические – авиастроение, ракетостроение, разные направления, которые связаны с проектированием автомобилей, механизмов, связанные со спецтематикой.
Я считаю, что и математика, и биология, биоинженерия, и информатика, и химия фундаментальная – это те направления, каковые требуют подготовки не меньше 5 лет, в противном случае и больше, у нас вот физики на данный момент подготавливаются 5,5 лет. Исходя из этого я поддерживаю то, дабы весьма пристально отнестись к такому поголовному введению двухуровневой совокупности. Понимаете, мы как-то любим: сделали, а позже говорим «Ой, а кто же виноват?» Вот мне думается, что лучше не делать, а лучше сперва все продумать.
Мы направили списки направлений — Альянс ректоров, технические институты, МГУ – в Министерство, где мы просим и отстаиваем право подготовки не 4 года бакалавров, а 5-летних экспертов. Но, повторюсь, что, непременно, имеется направления, каковые уже приняты, и вот, возможно, они будут существовать как двухуровневые – бакалавр, магистр.
Мне задают вопрос «Ну, а из-за чего вы против того, что позже по окончании бакалавра еще 2 года – и вот он шестилетний магистр?» Но дело вот в чем. Так как неспециализированное образование будет 4-летним, магистрами будут не все. Следовательно, магистров будет определенный процент. Возможно спорить, какой – я считаю, что он не будет громадным.
Так, в случае если посмотреть в целом на проблему, то в целом образование будет 4-летним. Тогда я задаю вопросы: а что лучше, 4 либо 5, что больше? Ну, пока уверены в том, что 5 больше, чем 4.
К.ЛАРИНА: Ну что же? Я не буду монополизировать все время эфирное сейчас в отечественном собрании. Напомню, что у нас сейчас в студии ректор МГУ Виктор Садовничий. Мы объявляли горячую телефонную линию, и, само собой разумеется, главные вопросы, непременно, будут связаны снова же с порядком приема в высшие учебные заведения. Я пологаю, что во второй части по окончании новостей мы будем принимать телефонные звонки. Кроме этого напомню, что вопросы ваши принимаются и на SMS +7 985 970-45-45. И телефон прямого эфира напомню: 363-36-59.
И до тех пор пока у меня к вам еще таковой вопрос. Потому, что передача отечественная существует в далеком прошлом, «Родительское собрание», я уже могу себе представить, уже понятен список претензий к институтам и к школам, какие конкретно неприятности являются самыми главными и для обучающихся, и для своих родителей. И как я осознаю, одна из основных неприятностей сейчас – это вот таковой зазор, пропасть между вузом и школой, я имею в виду по уровню и по качеству знаний. Как именно нам, все-таки, преодолеть вот это расстояние?
Как именно возможно перейти на другой уровень качественного образования среднего, в первую очередь, дабы человек, выпускник школы, имел возможность позволить себе, не прибегая к помощи репетиторов, поступить, допустим, в Столичный национальный университет? Что для этого, на ваш взор, не достаточно, ну и в принципе, как вы оцениваете неспециализированное уровень качества среднего образования на сегодняшний сутки?
В.САДОВНИЧИЙ: Весьма хороший вопрос, и он весьма верный. И вправду мы столкнулись с тем, что имеется разрыв. В октябре-месяце было совещание Совета по науке, технологиям и образованию при президенте, и вел это совещание Дмитрий Анатольевич Медведев. И мне выпала честь делать доклад по обстановке в школе. В следствии дискуссии президентом было решено создать такую программу «Отечественная новая школа», и это вошло в послание президента.
Я считаю, что, вправду, на данный момент самое время посмотреть на школу не как в большинстве случаев и не такими частными действиями поддержать, а сделать это, в принципе, как стратегией политики. Из-за чего? По причине того, что очень многое накопилось. И 90-е годы тяжёлые, и уход преподавателей, и старение преподавателей, и, само собой разумеется, то, что институты стали отрываться по многим причинам от школы. Ушли из школы многие учители из институтов, каковые трудились в школе. В общем, большое количество неприятностей накопилось.
Само собой разумеется, это задача не только федеральной власти, это задача региональных правительства. Школа находится в ярком ведении региональных правительства. Но без совместных усилий мы школу не спасем. Что определяет контуры в отечественной новой школе?
Я считаю, что, в первую очередь, это учителя. Кроме того было предложение, дабы из Педвуза не каждого брать в школу, а создать некую ординатуру для преподавателей. Необходимы льготы для тех, кто готовит педагогов, и для самих педагогов, и для школ. По большому счету, школа должна быть и снаружи второй. Это должны быть и прекрасные строения, и хорошая спортивная площадка. И к школе должны относиться по-второму и семья, родители.
В действительности, это неспециализированная задача – об этом большое количество говорилось. В противном случае получается, что, вот, мы отдали, вы в том месте отвечайте.
К.ЛАРИНА: А содержание образования не должно какие-то по большому счету трансформации претерпевать, на ваш взор?
В.САДОВНИЧИЙ: Непременно. По большому счету, это именовалось — и это на Совете практически любой выступающий именовал – что нужно выделить где-то 3 предмета приблизительно, на каковые нужно делать упор. Непременно, это математика. Непременно, это русский язык.
Говорилось об истории. По причине того, что на данный момент не осознаешь, что основное? Все предметы серьёзны, все необходимы, и школьник, якобы, перегружен.
В то время, когда мы обучались, предметов также было большое количество, но мы не считали, что перегружены.
К.ЛАРИНА: Это вопрос методики, вероятнее. Вопрос «как преподавать?»
В.САДОВНИЧИЙ: Вопрос «как?» Исходя из этого вопрос школы – наиболее значимый. Что касается высших учебных заведений, то мы как-то неспешно пришли к общему высшему образованию, фактически. По причине того, что прием в высшии учебные заведения и выпуск школ сравнялся.
А кто-то говорит кроме того, что на данный момент больше принимают в высшии учебные заведения, чем выпускников школ. Исходя из этого, непременно, в случае если сказать в целом, это не есть неприятность, куда поступить, по причине того, что все поступили. А вот в случае если сказать о поступлении в ведущие и сильные университеты, то, само собой разумеется, постоянно остаётся вопрос — Вот я желаю, из-за чего мне это тяжело?
Ну, это отдельная тема. Тут нельзя обвинять и университеты – они так как готовят элиту.
К.ЛАРИНА: Обвиняют в том, что завышенные требования предъявляют для выпускников.
В.САДОВНИЧИЙ: Но так как нужно подготовить тех, кто на мировом уровне готов соперничать.
К.ЛАРИНА: Непременно. Непременно.
В.САДОВНИЧИЙ: На эту тему возможно продолжительно дискутировать. Непременно, правда в этих вопросах имеется, но я бы не стал считать, что из этого следует, словно бы те университеты должны снизить требования и, следовательно, будут готовить как все.
К.ЛАРИНА: Другими словами лучше все-таки, дабы школа подтягивалась?
В.САДОВНИЧИЙ: Лучше школы. И спецработа со школами. И Олимпиады, и спецшколы, и подготовка преподавателей. Вот, кстати, на Совете именовалось: «Давайте сделаем направления преподавателей при ведущих университетах, летние». Приезжает 500 математиков со всей страны в МГУ, и мы месяц преподаем для них, повышаем квалификацию, как говорится. То же самое делает второй университет.
Университеты на данный момент ушли – это также неприятность отечественного учителя: он покинут. Но это мера. Тут нет легкой победы.
К.ЛАРИНА: Ясно. Ну что? на данный момент новости слушаем, позже продолжим.
Уже с вашим участием, обращаюсь я к нашим слушателям.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА: Продолжаем «Родительское собрание». Тут Ксения Ларина, тут мой сегодняшний гость ректор МГУ и президент Альянса ректоров России Виктор Садовничий. Я напомню все отечественные средства связи еще раз: SMS +7 985 970-45-45, телефон 363-36-59. И начну с вопросов, каковые пришли на отечественный сайт.
Каковы правила приема для абитуриентов из бывших советских республик, Виктор Антонович?
В.САДОВНИЧИЙ: Также вопрос жизни и смерти. Нужно заявить, что до последнего момента они также были малоизвестны. Более того, заявить, что я сейчас их видел уже принятыми, запрещено. Сперва было ответ, что парни из СНГ должны сдавать ЕГЭ.
На комиссии по соотечественникам под руководством главу МИД Лаврова и в других местах, я упорно сказал, что парни из СНГ не смогут сдавать ЕГЭ по отечественным правилам и поступать по ЕГЭ. Договорились, что для ребят из СНГ будет сделано исключение, и они не будут сдавать ЕГЭ, а будут сдавать опробования в институте, как было и ранее.
К.ЛАРИНА: Другими словами как вступительные экзамены?
В.САДОВНИЧИЙ: Как вступительные экзамены. Кстати, и такие же возможности, такие же правила относятся и к ребятам с ограниченными физическими возможностями – они также высвобождены от сдачи ЕГЭ. Но для этого им нужно принести справку, и по сей день в школах такие документы, мне известно, готовятся.
К.ЛАРИНА: Но, все равно, в любом случае документ о среднем образовании должен быть?
В.САДОВНИЧИЙ: Да-да-да, само собой разумеется. Документ о среднем образовании, аттестат, подлинник – все должно быть.
К.ЛАРИНА: «Глубокоуважаемый Виктор Антонович, — задаёт вопросы Николай Новиков, преподаватель из Москвы. – Из-за чего ректоры университетов тянут до последнего со перечнем экзаменов ЕГЭ для абитуриентов? Неужто так тяжело с этим определиться? Мой сын поступает в Плехановское, и до сих пор нет перечня экзаменов.
Не верится, что и 1-го февраля перечень покажется. Минобразования для экономистов выяснило 4 экзамена – русский, математику, английский язык , обществознание – и ничего не ясно. Сейчас появились сведенья, что будет лишь 3 экзамена. Еще вуз может еще какой-нибудь собственный экзамен ввести.
А список экзаменов от Минобраза – это легко филькина грамот