К 90-летию миры: Бондарчука и классика войны
Имеется в отечественном кинематографе… не имена – глыбы. Про таких людей кроме того страшно поразмыслить: а какой он был в быту, как относился к детям, что дарил жене? К числу таких матерых человечищ относится и Сергей Бондарчук, что столько монументального сделал и как режиссер, и актер, и глава Альянса кинематографистов, что диву даешься.
Не человек – явление! Сейчас мы вам представим «другого Бондарчука» – ранимого, мятущегося, затравленного. Обо всем этом – в интервью его вдовы Ирины Скобцевой.
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Херсонской области в семье председателя колхоза. В то время, когда он заявил, что планирует идти в артисты, в семье произошёл конфликт, по окончании которого сын и отец продолжительно не разговаривали.
В 1941-м окончивший театральное училище Сергей Бондарчук ушел на фронт и демобилизовался в 1946-м. По окончании войны поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Эта известная пара относилась к своим студентам как к родным детям, часто благословляя их на семейную жизнь и любовь. В то время, когда по окончании съемок в фильме своего учителя «Юная гвардия» Бондарчук женился на собственной однокурснице Инне Макаровой — Герасимов с Макаровой лишь были рады.
Но брак не сложился. Сергей Федорович ушел из семьи, в то время, когда дочери Наталье было 9 лет. Многие годы дочь и отец не виделись вовсе. Наталья была страшно обижена на отца. Опять «открыла» она его для себя, лишь сама поднявшись взрослой.
Наталья не только начала подолгу говорить с отцом, снимать его в собственных картинах – и попутно обучаться у него, — она кроме того подружилась со сводными сестрой и братом: Аленой и Федей.
Этих поздних детей Сергею Федоровичу подарила актриса Ирина Скобцева. Сейчас Федор Сергеевич Бондарчук открыто заявляет: если бы не мама — папа не снял основных собственных картин, его карьера и началась по окончании знакомства со Скобцевой. Первый фильм по окончании данной вехи – «Будущее человека» — уже шедевр… А дальше подряд «Война и мир», «Ватерлоо», принесшие режиссеру мировое признание, включая приз Американской киноакадемии «Оскар».
О том, как случилось знакомство Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой, точно неизвестно: Скобцева отчего-то не обожает сказать на эту тему. По одной версии, режиссер заметил портрет прекрасной дамы на выставке в этот самый момент же влюбился. Обернулся — оригинал стоял рядом.
По второй — оба снимались в картине «Отелло»: играясь столь страстную любовь, они и сами влюбились в этот самый момент же решили пожениться.
А сейчас – слово Ирине Константиновне Скобцевой.
— Ирина Константиновна, вы всегда были и остаетесь красавицей. Согласитесь, Бондарчук, сыгравший роль Отелло, и в жизни был ревнивцем?
— У нас были необычные отношения. К нашей истории не применимы очевидные понятия «роман», «увлечение». Это были озарение, вспышка, любовь с первого взора — и на всегда, до последнего вздоха Сергея Федоровича.
— И все-таки в один раз… Я снималась в картине «Поединок». Сергей Федорович приехал на съемки инкогнито и, не заходя в отель, примчался на площадку. А у нас именно амурная сцена с Пузыревым в самом разгаре.
Так вот вечером я взяла хорошую нахлобучку: дескать, через чур уж натурально целовалась. Я Сергею Федоровичу говорю: «Боник (я его нежно Боником кликала), а как же ты в собственных картинах целуешься?». В ответ: «Я — это я, а ты — это ты».
— Жалко было, в то время, когда вас именовали актрисой одного режиссера?
— Я ею не была, по причине того, что Сергей Федорович не из тех режиссеров, кто подчинил творчество жене. Я у него снималась как актриса Скобцева — в том месте, где была ему нужна. Я ни при каких обстоятельствах ничего не просила.
Не смотря на то, что, соглашусь, в то время, когда мы снимались с ним как партнеры в «чужих» картинах, это были моменты наивысшего счастья. Это были каникулы! За спиной Сергея Федоровича не было груза режиссерской ответственности, и он имел возможность наконец расслабиться.
— Поведайте, каким Сергей Федорович был дома, в семье.
— Неординарно внимательным, милым, нетребовательным, наивным. У него, возможно, от голодного детства остался комплекс: когда попадал в магазин, постоянно покупал всего сходу и большое количество. А подарки дарил не довольно часто, но так, дабы одним подарком заполнить все пробелы собственной забывчивости.
— не забываю, мы лишь поженились, он уехал в Париж на премьеру «Судьбы человека» и все суточные истратил на один флакон духов. Уж не знаю, где он его отыскал (на выставке, что ли?), но флакон бал неправдоподобно большой. Я лет пять этими духами пользовалась.
— Одна из ваших заметных ролей в картине мужа – роль Элен в картине «Война и мир». Данный фильм овеян преданиями, американцы до сих пор говорят о нем с придыханием, картина сходу взяла мировое признание?
— не забываю грандиозную премьеру в Париже: везде неестественный снег. В зале — мировая интеллигенция. Передо мной сидел представитель семейства Романовых. Военная осанка, прямая поясницы, холодное аристократическое лицо… И внезапно на экране сцена охоты.
И данный породистый аристократ, потомок царской фамилии, начинает тихо и незаметно смахивать слезы! Природа, с ее березами, запахами почвы — это не забывается, остается с человеком окончательно.
У нас с Сергеем Федоровичем было большое количество возможностей трудиться за границей. Было весьма интересно, не скрою, но все равно тянуло к себе. Неизменно.
— А также в последние годы судьбы Бондарчука, в то время, когда началась «перестройка» кинематографа, не было искушения остаться окончательно в горячей Италии либо респектабельной Франции?
— Вправду, с середины 80-х в кинематографе, да и не только в нем, происходило уничтожение мастеров ветхого поколения. И Сергея Федоровича в особенности. Какова была его реакция? Это поразительно, но Бондарчук верил в собственной правоте, и огненные стрелы злопыхателей отлетали от него.
Он знал цену своим недоброжелателям, знал, что все их выходки срежиссированны. И покидать страну не собирался.
Само собой разумеется, он переживал, сердце его кровоточило. Но больше — из-за проектов, каковые в последние годы в Российской Федерации стали рушиться. Один «Негромкий Дон» забрал столько сил и нервов!
— Сергей Федорович прошел войну солдатом и сражался, как все вести войну, героических подвигов не совершал. Но он говорил: «Собственный человеческий подвиг я совершил в мирное время — тем, что снял «Судьбу человека», «мир и Войну», «Ватерлоо», «Они сражались за Отчизну».
— Бондарчук так осознавал себя значимой личностью?
— Он осознавал значимость собственного дела. У него была собственная творческая программа, собственная цель. Он отказывался кроме того от превосходных картин, в случае если это отвлекало его от главной работы.
А уж про конъюнктурные я по большому счету не говорю. какое количество раз ему говорили: сделаешь картину про военного министра — все у тебя будет. Сергей Федорович сказал: в том месте нехороший сценарий, я не могу.
Его уговаривали, дескать, перепиши, но он ни в какую.
— Однажды отказал самому Брежневу, в то время, когда тот внес предложение сделать картину о себе, любимом! Раздражение в адрес Бондарчука накапливалось годами. В итоге и вылилось в травлю.
Так как в то время, когда он разрешал себе такие «вольности», пребывали десятки живописцев, которые в очереди находились с угодливыми лицами «чего изволите?». Да, была в Бондарчуке какая-та жизненная доминанта, которую никто не имел возможности переместить.
— Вы упомянули о несбывшихся творческих проектах мужа, в следствии которых он мучился. Какие конкретно это были задумки?
— В конце судьбы он желал снять «Вишневый сад». Грезил сыграть Фирса. Вместе с превосходным итальянским сценаристом Уго Пирро они написали историю про «Вишневый сад» сегодняшнего дня. Это был 1993 год, и все размышления о врывающихся в размеренную судьбу Лопахиных были более чем актуальны… Возможно, Сергей чувствовал собственный быстрый уход из судьбы, исходя из этого так вдохновился данной темой.
Нет, он не был физически пожилым человеком, но, теряя друзей, все чаще вспоминал о смерти…
С «Вишневым садом» ничего не получилось — равно как и с другой мечтой.
— В первой половине 90-ых годов двадцатого века нас с Сергеем Федоровичем воображали папе. Отец с любопытством разглядывал Бондарчука, говорил о том, как обожает его картину «Будущее человека» и как рекомендовал ее для показов в школах. В этот самый момент Сергей Федорович внезапно сообщил: у меня имеется мысль, которая преследует меня уже много лет, — это «Божественная комедия» Данте.
Я грежу снять картину, которая объединила бы кинематографистов многих государств. Сергей Федорович, кстати, всю жизнь собирал издания «Божественной комедии».
— Он что, был весьма религиозным человеком?
— У него была собственная религия, которая складывалась из идей Толстого и Достоевского, из чтения Библии и собственного смерти и понимания жизни. В то время, когда началась перестройка и все принялись кричать, что нужно поменять мЫшление, он заявил: я не могу поменять собственный мышлЕние, я обожаю определенную музыку, определенных писателей, обожаю отчизну. В чем я обязан изменяться?
не забываю, в те смутные времена в какой-то газете показалось яростное письмо Товстоногова, что рассуждал приблизительно так же. И Бондарчук ходил гордый и довольный: «Видишь, имеется еще один сумасшедший, что не желает изменяться».
— Не скрою, иногда Сергей высказывался еще резче: «Это под меня им нужно подстраиваться, а не мне под них!» И он имел на это право, по причине того, что до самого финиша чувствовал себя учеником судьбы.
— Возвратимся к «Божественной комедии». Из-за чего проект так и не заметил свет?
— Сергей уже начал договариваться с людьми о деньгах, натуре, ролях… Но тут случилась вся эта история с «Негромким Доном». По окончании съемок, каковые проходили на Дону, и монтажа в Италии мы возвратились в Москву, год ожидали известий от продюсеров «Негромкого Дона», надеялись, что проект продолжится. Браться за что-то новое в данной ситуации было довольно глупо.
А в первой половине 90-ых годов двадцатого века Сергея Федоровича не стало.
— Я напомню читателям, что Бондарчук снимал «Негромкий Дон» по заказу итальянских продюсеров, каковые в конечном итоге обанкротились, и потому отснятый материал был много лет под арестом. А из-за чего Бондарчук по большому счету ввязался в данный проект? Из-за чего захотел снимать фильм, зная, какой огромной популярностью пользуется «Негромкий Дон» Сергея Герасимова?
— Это целая история. Незадолго до собственной смерти Шолохов внес предложение Бондарчуку снять новый вариант «Негромкого Дона».
Писателю нравилась версия Герасимова, но Михаил Александрович считал, что тот сделал центральной фигурой экранизации Мишку Кошевого, а ему хотелось, дабы режиссер совершенно верно следовал идее романа. Хотелось, дабы фильм не агитировал ни за красных, ни за белых, дабы он находился над этим. Дабы основная идея звучала так: «Люди, в годину разврата и смуты не осудите братья брата».
Шолохов грезил о подробном телевизионном кино. И Сергей Федорович начал его делать в Российской Федерации. Договорился с телевидением. Ему дали обещание: двадцать серий.
Он написал сценарий двадцати серий, позже проект урезали до пятнадцати серий, позже — до тринадцати. А позже начальник Гостелерадио Лапин сообщил: давайте эти деньги лучше на сельское хозяйство израсходуем. Сельское хозяйство так и не подняли.
А «Негромкий Дон» погубили. В киномире, само собой разумеется, в то время знали, чем Бондарчук занимается. И в один раз Сергею Федоровичу поступило предложение от молодого итальянского продюсера — выбирайте любой проект: «Тамерлан», «Чингисхан», «Негромкий Дон»… Мы и предположить не могли, что это афера на национальном уровне.
Бондарчук с удовольствием дал согласие…
— Первый канал все-таки сумел выкупить конфискованный материал «Негромкого Дона», а ваш сын Федор Сергеевич Бондарчук смонтировал его в сериал. По окончании телепоказа проект подвергся резкой критике: как мог режиссер на роль казака Гришки Мелехова пригласить британского актера Руперта Эверета, известного своей нетрадиционной сексуальной ориентацией?!
— Все эти беседы — от незнания специфики интернациональных проектов. А это был интернациональный проект, в котором, по условиям договора, должны были играться мировые звезды. Руперт Эверет, несомненно, звезда как раз такого уровня. Как и обладатель «Вручения Оскара» Мюрей Абрахам, сыгравший у Бондарчука роль Пантелея. Но на вторые роли были приглашены превосходные русские актеры.
Легко ли Сергей Федорович отправился на данный компромисс? Понимаете, это правила игры: ты или их принимаешь, или нет. Бондарчук начал снимать фильм весьма скоро, поскольку был подготовлен той, не состоявшейся в Российской Федерации телеработой.
Продюсеры в таких темпах были не заинтересованы, в следствии оказалось то, что возьмилось.
— Память об отце, по всей видимости, для Федора большое количество значит. Кроме того собственный первый фильм — «9 роту» — он посвятил Сергею Федоровичу. А вы обнаружьте в сыне черты мужа?
— Я нахожу в нем отцовскую одержимость. Что бы Федор ни делал, он это делает с полной отдачей. Бондарчук-старший ни при каких обстоятельствах не был на съемочной площадке мэтром, что сидит и командует: «Мотор!» Он всегда был в процесса, на «мире и Войне» бегал и «поджигал» Москву в шапке Кутузова.
Потому и взял на этих съемках остановку сердца…Он был трудягой, и эти внутреннюю мощь, темперамент Федя, без сомнений, унаследовал.
— Сын мне говорил, что на протяжении съемок «9 роты» чувствовал: папа рядом, и он ему помогает. Случалось, не идет какая-то сцена, Федор думает-думает о ней, а позже внезапно озарение, словно бы папа с небес что- то нашептывает, рекомендует.
Но при всей собственной одержимостью работой Федя весьма домашний. Он и его сестра Алена выросли в кинематографической семье, мы — неизменно на съемках, и каждое отечественное возвращение к себе преобразовывалось в праздник. Маленькая Алена, портя слова, задыхаясь от счастья, кричала: «Ну что, мы наконец планируем всЁй семьЁй?!»… А однажды Феденька заболел, он тогда совсем кроха был, я пришла к нему в больницу, забрала его на руки, прижала тепленького, родного к себе.
И он, растрогавшись, сообщил: «Знаешь, в то время, когда у меня будет сыночек, я ни при каких обстоятельствах не дам его в детский сад». Эти слова, это чувство вины перед детьми преследовали меня всю жизнь. Но сейчас и у самого Федора такая же кочевая кинематографическая судьба, как у его отца и матери…
-… И он дал «собственного сыночка в детский сад»?
— Да, не смотря на то, что каждую свободную мин.ку старается проводить с сыном и дочкой, но минуток этих в итоге получается мало. Меня весьма радует самый старший внук Костя, сын Алены, — знает три языка, окончил Юридическую академию. Мы с ним приятели, он меня Иришей именует и подбрасывает увлекательнеешие, а время от времени и просто актуальные книги.
И однако домашний вирус коснулся и его.
В этом, юбилейном для Сергея Бондарчука, году трагически умерла его красавица-дочь, мама Кости Крюкова Алена Бондарчук. На отечественный взор, актриса, которую недооценили режиссеры.
— Ирина Константновна, а из-за чего Алена так мало снималась?
— Алену не всегда устраивали современные сценарии, а на компромиссы она идти не желала. То, чего недобирала в кино, приобретала на театральной сцене. А позже произошла эта ужасная заболевание…
— Как вы полагаете, если бы не история с «Негромким Доном» и со злосчастным V съездом, на котором зарвавшаяся киномолодежь обвинила других мэтров и Сергея Федоровича в ретроградстве и тоталитаризме, он бы еще пожил, насладился бы общением с детьми и внуками?
— Уверена — да. Я также была на том съезде. И видела данный срежиссированно-улюлюкающий балкон.
Слава Всевышнему, что в первых рядах у Сергея Федоровича была спасительная командировка, в которой он и избавился от первого шока. Кстати, это была поездка в Канны, где целый зал, чуть услышав имя Бондарчука, взорвался аплодисментами… Сегодня время уже все расставило по своим местам: молодежь, ровесники, друзья Кости ничего не слышали о съезде, о его идеологах, а картины Бондарчука живут и будут жить…
— Простили обидчиков?
— Нет, они просто перестали существовать для меня. А многих Всевышний наказал. Вообще по окончании смерти Сергея Федоровича круг людей подле меня сузился.
Куда-то провалились сквозь землю внезапно те, каковые годами были рядом, близко. Сейчас я знаю: надеяться в жизни возможно лишь на семью.
— Сейчас, в то время, когда мужа нет рядом, о чем вы больше всего тоскуете?
— О плече Сергея, на которое я имела возможность бы положить голову.
Разговаривала Илона Егиазарова
Первая Мировая / World War I. 1 Серия. Документальный Фильм. StarMedia. Babich-Design. 2014
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Оглушительная красота скромного мужчины
- «Приятели» не совместно: сольные роли актеров в других сериалах
- «Чартова дюжина»: лучшими стали «шизофреники»
- Анфиса чехова: «мужу не удалось закрыть меня дома»
- Вячеслав фетисов: «самое дорогое…
- Звезда «чужестранки» сэм юэн…
- Как изменилась личная жизнь храбрецов…
- Хорошие русские режиссеры, каковые неожиданно сняли сериалы
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Самые милые фильмы о войне Фильмы про войну стали для советского и русского человека неотъемлемым атрибутом судьбы. В юные годы по окончании их просмотра мы…
-
Пять фильмов о дамах в годы ВОВ
Пять фильмов о дамах в годы ВОВ Отечественные храбрецы выстояли. Дошли до Берлина, в значительно меньшем числе возвратившись назад. В то время…
-
«Жила-была одна баба»: гражданская война в кино
«Жила-была одна баба»: Гражданская война в кино На российские экраны выходит эпическая драма «Жила-была одна баба» режиссёра Андрея Смирнова. В центре…
-
Как снимали фильм Война и мир Фото: kinopoisk.ru 55 лет назад в кинотеатре Российская Федерация состоялась историческая премьера. На экраны вышла первая часть одной из…
-
Рэйф файнс снялся в экранизации русской классики
Рэйф Файнс снялся в экранизации русской классики Рэйф Файнс, привычный зрителям по фильму «Британский больной» и киносерии «Гарри Поттер», играется в…
-
Самые броские фильмы о ядерной войне
Самые броские фильмы о ядерной войне 5 марта 1970-го года получил юридическую силу Соглашение о нераспространении атомного оружия — интернациональный акт, созданный…
-
Анджей вайда: экспериментатор и классик
Анджей Вайда: экспериментатор и классик Незадолго до не стало выдающегося польского режиссера Анджея Вайды, автора около пятидесяти киноработ. Выпускник…
-
Кино семь дней: новые «звездные войны»…
Кино семь дней: новые «Звездные войны», «Миссия: неадекватна» с Николасом Кейджем и «Призрачная красота» с Уиллом Смитом В связи с выходом в прокат…