Карен шахназаров: «хочется делать кино с размахом»

Карен Шахназаров: «Хочется делать кино с размахом»

По окончании полутора десятка различных во всех отношениях фильмов Карен Шахназаров снял первую в собственной жизни картину о Великой отечественной войне. Не обращая внимания на то, что в фильме имеется танковые битвы, сожжённые сёла и обгоревшие трупы, «Белый тигр» включает в себя все черты фирменного стиля Шахназарова, он таинствен и парадоксален. Сергей Сычёв разговаривает с режиссёром сразу после показа картины.

Карен Шахназаров: «Хочется делать кино с размахом»

Сергей СычёвВ фильме «Белый тигр» куда меньше иронии, чем в большинстве ваших картин. Однако, она присутствует, и особенно в сценах танковых дуэлей, каковые решены, как в вестернах. Из-за чего вы решили так нежданно применять законы вестерна?

Слева направо: Владимир Ильин (у него маленькая, но броская роль в фильме), Алексей Вертков, Виктор Кищенко, Карен Шахназаров

Карен ШахназаровКогда снимаешь кино, ты не все решения принимаешь осознанно. Намерено я не сидел и не планировал это. Возможно заявить, что тут имеется что-то от вестерна, но тут такие элементы уместны.

Если они тут имеется, само собой разумеется… Дуэли бывают не только в вестернах. В любом случае, я при съёмках надеюсь больше на собственную интуицию, чем на штампы из ветхих фильмов. Прикидываю, как окажется занимательнее, и делаю.
Сергей СычёвФильм всё время показывает то, что происходит с несколькими советскими воинами, и внезапно вы вставляете сцену с монологом Гитлера, которая всецело разворачивает воздействие. Из-за чего она была для вас серьёзна?
Карен ШахназаровПотому что принципиально важно было вывести разговор на другой уровень. Мне показалось, что такое ответ будет органичным. Оно продемонстрирует, что создан не просто ещё один приключенческий фильм, в частности поставлен вопрос о природе войны по большому счету.

Поставить таковой вопрос без присутствия противоположной стороны нереально. К тому же, и эта сцена, и сцена с генерал-фельдмаршалом Кейтелем – обе не придуманные. Последняя забрана из его мемуаров, каковые он написал за пара месяцев до повешения в Нюрнберге.

Монолог Гитлера скомпилирован из его высказываний в различных источниках. Это квинтэссенция его кредо, жёсткая идея, вопрос, что мучает и меня: что такое война? Противоестественное ли это состояние либо проклятие, присущее людской природе?

Война ни при каких обстоятельствах не заканчивается, она идёт неизменно всё то время, что существует человечество. Живописцы, писатели, режиссёры проклинают её, а она длится. Вероятно ли для человека в один раз прекратить войну окончательно?

Я ответа не знаю.

Настоящий генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает соглашение о капитуляции Германии. Шахназаров более детально показывает известную по хронике сцену, усиливая психотерапевтический нюанс

Сергей СычёвКроме того, вы вводите сцену подписания пакта о капитуляции Германии Кейтелем. Сцена эта прекрасно известна по хронике, Райзман засунул её в фильм «Берлин», снабдив комментарием о спеси, которой Кейтель не теряет кроме того в момент поражения его страны. Для чего вы её разыграли заново?

Не сделано ли это для нового поколения, которое не видело хроники?
Карен ШахназаровЭтим художественным образом подводится результат отечественной войны. Причём, нужно сообщить, полностью данной сцены нигде нет, включая фильм Райзмана. Было снято довольно много материала различными людьми, но это всё куда-то делось, и отыскать его не удалось. В хронике осталась лишь десятая часть того, что в том месте происходило. Мы эту сцену восстанавливали по оставшимся свидетельствам тех, кто в том месте находился, — в первую очередь, Константина Симонова.

Как громадный автор, он самый эмоционально и совершенно верно зафиксировал все подробности той встречи. У него детально выписан темперамент Кейтеля, весьма занимательный, со собственными нюансами. Так что, сцена в полной мере документальна.
Сергей СычёвВ фильме вы как словно бы намеренно уходите от тех заманчивых возможностей для зрелищности, каковые предоставляет сюжет. К примеру, за кадром остаются война в Европе и взятие Берлина, нет масштабных танковых битв с участием много танков. Это так как намеренный аскетизм?

Карен ШахназаровМне не думается, что в фильме мало зрелищных сцен. В том месте большое количество военных и боёв сцен. Для чего нам компьютеры, в то время, когда мы и без того показываем танковую атаку с настоящими автомобилями? Сто танков нам не требуется.

Да их никто и не делает в большинстве случаев. Где вы видели сто танков на экране?

«Освобождение» Юрия Озерова считается примером масштабного кино о войне

Сергей СычёвВ «Освобождении».
Карен ШахназаровНу, вот лишь в «Освобождении». Да и то в том месте ста танков не было, не смотря на то, что и казалось, что их довольно много. В Голливуде для того чтобы также ни при каких обстоятельствах не делали.

Танковые атаки снимать с таким числом запрещено, по причине того, что сто танков – это неспециализированный замысел, на котором не танки, а коробочки, так что, это не имеет смысла. У нас и без Берлина с Парижем событийная часть достаточно богатая. И так много войны – не меньше 30 мин., что для картины практически избыток.
Сергей СычёвК финалу вы собираете целый букет тайных, каковые для зрителя остаются не разрешёнными.
Карен ШахназаровДолжна быть мистика, из этого и загадки. Без них фильм существовал бы в другом жанре: это был бы детектив какой-то. В сущности, тайных кроме того больше, чем думается, поскольку храбрец также как бы исчезает, растворяется, делается фантомом.

Так было заложено драматургией.

Мы поспорили с Шахнахзаровым, что эта сцена из «Курьера» запомнится не обращая внимания на то, что фильм был совсем не масштабный. Шахназаров уверен в том, что через пять лет её никто не отыщет в памяти. Договорились проверить через десятилетие

Сергей СычёвУ вас в текущем году юбилей, 60 лет. Что думаете снимать сейчас?
Карен ШахназаровПока никаких определённых замыслов у меня нет. Не нащупал до тех пор пока того, что желаю снимать. Пологаю, что следующий фильм будет точно не о войне.

Не смотря на то, что только бог ведает, загадывать запрещено.
Сергей СычёвНо вы желаете делать масштабное кино либо локальное?
Карен ШахназаровКартины для того чтобы масштаба, как «Белый тигр», даются не легко. Однако опыт подсказывает: в истории-то остаётся, в большинстве случаев, масштабное кино. То, где имеется зрелище.

Оно на долгое время цепляет. В определённом возрасте уже хочется делать такое кино, тем более, в то время, когда ты осознаёшь, что можешь это делать, и возможности имеется. Хочется делать кино с размахом. Оно требует физических сил, а что с ними будет, только бог ведает. Не факт, что они и по сей день имеется. Строго говоря, на данный момент мне не весьма хочется делать камерное кино. Всё-таки, это достаточно легко и уже не очень интересно.

Не смотря на то, что вот я на данный момент об этом говорю, а наметится какая-то увлекательная история, станет мне внезапно весьма интересно, и я уже не буду думать и обосновывать, снимать. В отечественной профессии возможно лишь на интуицию надеяться.

Анна Каренина.Наблюдать онлайн.


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: