Лев Толстой как зеркало русской шизофрении
Наконец, и до телезрителей России добрался фильм «Последнее воскресение», прогремевший во всем мире.
Это экранизация бестселлера Джея Юноши The last station, почему-то переименованная в русском прокате в «Последнее воскресение». Фильм уже давно известен на Западе, был номинирован на «Вручения Оскара» (роли Хелен Миррен и Кристофера Палмера), взял премии «Золотой глобус» (они же) и приз Римского кинофестиваля. И вот наконец дошел до страны, которой, фактически говоря, и в собственности эта история.
Несколько лет назад воображать картину в Москву приезжал лично американский режиссер Майкл Хоффман, и композитор Сергей Евтушенко, живущий в Петербурге, и Андрей Кончаловский, чей фонд занимается продвижением фильма у нас. Выяснилась шокирующая подробность: кроме того американские режиссеры сталкиваются с тотальным безденежьем и вынуждены перекраивать сценарии под изменяющиеся денежные реалии…
— Само собой разумеется, я грезил снимать фильм в Российской Федерации, в частности в Ясной Поляне, — говорит Хоффман. — А также приезжал к вам и обо всем договорился с директором музея-усадьбы, потомком Льва Николаевича Владимиром Толстым… Но продюсеры не утвердили мне смету. Было нужно Россию снимать в Германии, в Саксонии-Анхальт… К сожалению.
— А Министерство культуры России не захотело оказать помощь режиссеру, не смотря на то, что ранее обещания поддержать проект давались, — запальчиво вступает в беседу Андрей Кончаловский. — Это поразительно! На всякую вызывающую большие сомнения ерунду Минкульт средства находит, а на экранизацию биографии великого русского писателя денег не нашлось!
Кроме того в канун 100-летия со дня смерти Толстого отечественные личные кинематографисты не озаботились идеей снять фильм — не то что поддержать зарубежного сотрудника.
Сказалось ли очень плохо неучастие России в этом проекте?
— Ну, в случае если очень сильно придираться, продемонстрированные в картине «российские» леса неправдоподобны: отечественные леса — непроходимы, с буреломами, — говорит Кончаловский. — Германские же леса больше похожи на ухоженные, прибранные парки. Такие и представлены в фильме. Помимо этого, октябрь-ноябрь, месяцы, в каковые разворачиваются главные события фильма, — это достаточно холодное для России время года: уже появляется первый снег.
Съемки же велись в мае — в это время Германия особенно цветет и пахнет, и совсем не хочется умирать… Но все это для меня не имеет значение. Ответственна та деликатность, уважение и любовь, с которыми режиссер Майкл Хоффман отнесся к нашей истории, принципиально важно само его желание снять картину об одном из величайших людей — первом, кто не испугался говорить с властью так, что власть считалась с ним.
Итак, о чем же фильм? Обращение в «Последнем воскресении» — о последнем, самом драматическом периоде судьбы Льва Толстого. Его окружают толпы верных учеников и последователей. Он провозглашен чуть ли не Иисусом, «по крайней мере пророком», как говорит один из храбрецов.
Сам же автор мучается от того, что проповедуемые им правила не сочетаются с его собственной судьбой — сытой, барской, обывательской. И он отваживается на последний и самый ответственный в собственной жизни бунт…
А около Толстого — громадная семья, все заботы о которой на плечах жены Софьи Андреевны. О, сколько всего она вынесла в жизни! Одну лишь «мир и Войну» собственноручно переписывала шесть раз! И вдобавок нужно было рожать-кормить-выхаживать 13 детей (выжили восемь), сносить измены мужа, вести огромное хозяйство… И вот сейчас, вместо признательности, супруг отводит ей второстепенные роли, не обсуждает с ней ничего: ни издательские дела, ни литературные планы…
— Когда-то он зачитывал мне отрывки из «мира и Войны», а я сказала: «Нет, Наташа не имеет возможности так отвечать — это не по-женски», — горюет Софья Андреевна…
А сейчас супруг меняет в собственном кабинете их домашнее фото на портрет Владимира Черткова — ассистента и упертого толстовца, а согласно точки зрения предателя Андреевны — «и Софьи интригана»…
Обстановка, которая царит в семье Толстого, напоминает сюжет «Тартюфа»: Чертков пробует оказывать влияние на домашние дела писателя, настраивает его против жены, подсылает в дом соглядатая — секретаря Валентина Булгакова и склоняет Льва Николаевича подписать завещание, задевающее интересы детей, но поддерживающее «интересы народа» (о литературном наследии)…
Конечно, такая обстановка не имеет возможности нравиться матери семейства, и она борется, причем самыми эксцентричными методами. Подслушивает, дерется, бьет посуду, закатывает скандалы… Прекрасной актрисе Хелен Миррен удается продемонстрировать все трагикомические грани этого замечательного характера.
При всей взбалмошности эту преданную и любящую даму жаль. На ее сторону переходит кроме того секретарь Булгаков (актер Джеймс Макэвой), что решается на весьма вялый, интеллигентский протест против Черткова…
Ну а что Толстой? Он раздражается и уходит из дому.
В том, как продемонстрирован данный исторический финал, мало биографической правды. Но эмоции, надрыв переданы впечатляюще. Толстой умирает на станции Астапово, а его верную Софью не пускают к мужу проститься. дочь и Чертков ТолстогоАлександра достаточно грубо выпихивают бедную даму и подпускают ее к смертному одру, лишь в то время, когда Толстой делает последний вздох…
— И из-за чего в числе моих погибших пятерых детей не было тебя?! — горестно адресует собственный вопрос Софья Андреевна дочери Александре.
Актер Кристофер Палмер сыграл роль великого русского писателя с внутренним трепетом и достоинством, и все же Хелен Миррен удалось в данной картине переиграть всех! Кстати, праправнучка Толстого Фекла, узнаваемая телеведущая, подтверждает: Софья Андреевна вправду отличалась громадной эксцентричностью: вываливалась в окно, пробуя подслушать, какие конкретно интриги плетутся за ее спиной, по окончании ухода мужа пробовала утопиться в пруду а также частенько бралась за револьвер. Все это продемонстрировано в фильме.
Любопытно, что изначально на роли его жёны и классика планировались совсем другие лица — Энтони Хопкинс и Мерил Стрип. Заявка, что и сказать, увлекательнейшая: актеры — самые великие в собственном поколении…
— Но нам не удалось отрегулировать загруженные графики этих звезд в соответствии с нашим сложным расписаниям, — жалуется режиссер. — Не смотря на то, что и Стрип, и Хопкинс показали к фильму громадный интерес и согласились на участие. В то время, когда показались сложности, я честно поведал обо всем Стрип, согласился, что подумываю о Хеллен Мирен, и Мерил, хорошая душа, ответила: «Делай, как будущее велит»… В следствии оказалось кроме того лучше, чем я ожидал: на съемочной площадке у Миррен и Палмера произошла такая химия! Она проскальзывала во всем — в том, как актеры наблюдали друг на друга, в том, как говорили, смеялись… Я наблюдал на них и думал: вот такая химия и была между Толстым и Софьей Андреевной. Волновался лишь об одном: что на этом искрящем фоне отношения молодых его — невесты и героев Булгакова Маши — уже не будут смотреться страстно…
— Фигура Софьи Андреевны для меня не меньше дорога и значима, чем фигура Толстого, — согласится праправнук писателя, директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимир Толстой. — Возможно, у кого-то и сложится вывод о неустойчивой психике моей прапрабабки, но картина совсем не о об этом. Фильм — о любви, о том, как все мы по-различному понимаем это чувство. Я ездил на съемки в Германию.
В один из эпизодов фильма кроме того попала моя дочь — так Майкл Хоффман решил передать преемственность поколений… Мы большое количество говорили с режиссером о личности Толстого и прочно подружились семьями. Я ездил на многие премьерные мероприятия, которые связаны с фильмом, и все отечественные Толстые — итальянские, американские, французские, — которым получалось взглянуть фильм, поддерживали меня во мнении: это весьма правдивая история.
Да, Хелен Миррен совсем не похожа на Софью Андреевну. Да, моя прапрабабушка так и не взяла шанса увидеться с умирающим мужем. Да, Булгаков не находился при смерти Толстого — он был в то время в Москве, а сам Толстой, уйдя из Ясной Поляны, не сходу попал на станцию Астапово — его путь пролегал через Оптину пустынь, и это сыграло громадную роль в его последних мыслях. Да, кроме деятельной дочери Саши, продемонстрированной в фильме, и остальные дети Толстого активно учавствовали в жизни семьи, но все равно — по чувствам и эмоциям все передано верно…
— Могу сообщить в собственный оправдание, что вся сюжетная недостоверность делалась лишь из-за отсутствия денег, — смеется Хоффман. — Я, само собой разумеется, знал, что Булгаков не находился при смерти Толстого в Астапове, но оплатить его отъезд в тамошние съёмки и Москву мне отказались продюсеры… Да и что касается детей писателя, количество Толстых в фильме уменьшалось пропорционально урезанию бюджета. Одно меня утешает: сам Толстой был бы рад тому, как бедность заставляет напрягать мозги, изворачиваться, и как это содействует созданию проекта.
Любопытно, что сам режиссер определяет жанр собственного фильма как трагикомедию. Из-за чего?
— Я громадный поклонник Чехова, — говорит Хоффман. — Мне показалось, что очень многое из того, что происходило в семье Толстого, напоминает события пьес Антона Павловича. А собственные пьесы Чехов, как мы знаем, частенько именовал трагикомедиями.
И действительно, кроме того собственными костюмами — по большей части яркими, стильно украшенными то камеями, то сапфировыми сережками, то жемчугом, — Софья Андреевна напоминает сумасбродку Раневскую…
И вдобавок весьма русская в этом западном фильме музыка. В противном случае и не могло быть: писал ее питерский композиторСергей Евтушенко.
— Написал я ее всю, чуть прочёл сценарий, не видя ни одного кадра фильма, — говорит композитор. — Режиссеру это очень сильно не пришлось по нраву. Он настоял, дабы я начал писать новую музыку — покадровую Но в ходе съемок Майкл осознал, что мой начальный порыв был такими искренним, что ничего замечательнее уже не окажется.
— Сожалею, что музыка Сергея не попала в номинацию на «Оскар» — она того хороша, легко мои продюсеры опоздали своевременно подсуетиться. «Оскар», понимаете ли, это такая бюрократия, стольким людям нужно успеть продемонстрировать картину! — горюет Майкл и заключает:
— Я прочёл книгу Джея Юноши The last station весьма в далеком прошлом, но тогда план фильма не появился. Возвратился к данной истории через 12 лет собственного брака — по всей видимости, искал ответы на собственные индивидуальные вопросы. Быть может, фильм окажет помощь и вам… в ответе домашних неприятностей.
Как в том месте у Толстого: «Любая семья несчастлива по-своему?» Возможно, все мы, имеющие хоть какой-то жизненный опыт, сможем подписаться под этими словами. Соответственно, и под фильмом Хоффмана — весьма бережным, милым и щекотливым…
Илона Егиазарова
Фото с презентации Юрия Самолыго и кадры из фильма
Л. Н. Толстой как зеркало русского … Часть 1
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Хабенский прошёл регистрацию в «вконтакте»
- В «олимпийском» похоронили виктора цоя
- Холостяк алексей воробьев продемонстрировал собственную девушку
- Эрнст всем узнаваемый
- Прошлое может ожидать
- 24 Часа террора
- Дина корзун: о работе, благотворительности и воспитании сына
- Эммануэль беар — французская дама
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Самые забавные русские комедии и ситкомы последних лет
Самые забавные русские комедии и ситкомы последних лет В Сутки хохота любой развлекается по-своему. Кто-то дурачится вместе с приятелями и придумывает…
-
Новые русские армейские сериалы и фильмы
Новые русские армейские сериалы и фильмы Незадолго до Дня защитника Отечества мы отыскали в памяти сериалы военные и лучшие фильмы, снятые отечественными режиссерами…
-
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы В текущем году на основной приз «Кинотавра» претендуют 14 фильмов, и больше половины из них — от…
-
Джулия ормонд поведала о русских русском и мужчинах кино
Джулия Ормонд поведала о русских русском и мужчинах кино География кино на 13-м фестивале Pacific meridian охватила фактически целый…
-
Русская антибондиана
Русская антибондиана В Российской Федерации состоялась премьера новой картины Владимира Бортко. Заслуженный режиссер ранее обогатил отечественный кинематограф такими…
-
О зеркалах и брёвнах
О зеркалах и брёвнах Фото: youtube.com/ UniFrance Новый фильм румынского режиссера Кристи Пуйу Сьераневада стал событием Кинофестиваля в Каннах этого года,…
-
Из-за чего берлин обходится без русских фильмов
Из-за чего Берлин обходится без русских фильмов Фото: Berlinale/ Alexander Janetzko Участие российского кино в программах Берлинале-2016 ограничилось…
-
Итоги 63-го кинофестиваля в Каннах. русских прокатили
Итоги 63-го Кинофестиваля в Каннах. Русских прокатили Итак, 63-й Каннский фестиваль завершил собственную работу. Церемония закрытия выдалась совсем не звездной –…