Новый мир на обойной бумаге

Новый мир на обойной бумаге

Режиссера Алексея Демина привели в анимацию Чехов и Бунин, а прославили ласковые Кошки под дождем, снятые в память о жене классика советского кино Михаила Швейцера. Побывав в Воронеже на Громадном фестивале мультипликационных фильмов, Демин поведал РГ, как мастерство вырастает из макулатуры и из-за чего отечественные вредные соседи несут ответственность за вкус к судьбе.

Все дело в кошках

Вы так как у нас в первый раз?

Алексей Демин: Да, к тому же это самая маленькая моя поездка — одним днем. Но какая насыщенная! В то время, когда времени мало, ты все впитываешь с большей ясностью.

С утра — детская анимационная студия Телескоп, позже прогулка: незадолго до я выяснил, что в Воронеже сохранился дом, где появился Иван Бунин — мой любимый автор (возможно, по окончании Чехова, ну так и для Бунина он был на первом месте). Я прикоснулся к бронзовой ручке двери… Позже мы поднялись на колокольню собора, и звонарь Илья продемонстрировал Воронеж сверху: комфортный прекрасный город… где скромный, двухэтажный, а где совсем столичный.

Ваш самый узнаваемый, возможно, мультфильм Кошки под дождем снят по песенке Софьи Милькиной — жены режиссёра Михаила Швейцера. Действительно, что сюжет они подсмотрели в Воронеже?

Алексей Демин: Софья Абрамовна тут появилась 17 апреля 1922 года. Песенку она написала и спела совместно со Швейцером где-то в 1980-х. Он говорил, что прототипом героини была бабушка из деревни в окрестностях Воронежа, но песня именовалась Прогулка в Пумпури.

То ли в Воронеже они заметили старуху, которая удила рыбу в окружении кошек, то ли где-то в Прибалтике? Не могу отыскать в памяти.

просматривайте кроме этого Дарина Шмидт: Русский анимация не применяет голливудские штампы

Софья Милькина — необычная дама, пламя, как вспоминает о ней Норштейн. Она была верным спутником судьбы Михаила Швейцера и вторым режиссером на его картинах. Красивая женщина. В нее влюблялись… У Шпаликова имеется стих, посвященное ей.

Она погибла в 1997-м. Приблизительно тогда же Юрий Норштейн, услыхав песенку, заявил, что она хороша для мультипликационного фильма, и дал обещание его когда-нибудь сделать. Но… у него тогда не было времени.

В 1998-м случайно подвернулся я. Мои исцарапанные котенком руки увидел Иосиф Боярский (начальник отделения режиссеров анимационного кино на Высших направлениях режиссёров и сценаристов). Внес предложение: А давай ты снимешь кино про кошек!

Швейцер в идею создания фильма и в меня. Само собой разумеется, я вцепился также. Как мне повезло.

Я же попал в дом классиков (!) кино, чьи фильмы знал наизусть с мальчишеских лет — Мичман Панин, Воскресение, Золотой теленок, Мелкие катастрофы… Вот передо мной великий мастер, ученик Эйзенштейна.

Михаил Абрамович говорил… О том, как на Мосфильме познакомился с Сонечкой в 1947-м. Она шла по студии в белом платье, размахивая папкой с нотами. Как поженились и жили на Сретенке в тесной комнатушке. Как трудились совместно. Он занимался постановочной частью, она подбирала актеров. Это она отыскала Тамару Семину для Катюши Масловой в Воскресении, Высоцкого для Мелких катастроф, это она сложила дуэт Паниковского и Балаганова (Зиновий Леонид и Гердт Куравлев).

И — постоянно оставалась в тени режиссера-постановщика. Снаружи Милькина напоминала Джульетту Мазину, любимую актрису Феллини. Швейцер желал, дабы старуха в мультипликационном фильме была на нее похожа.

В то время, когда я закончил черно-белую версию Кошек…, мы взглянули ее совместно. А через 14 дней Швейцер разбился в автокатастрофе. В машине была еще его любимая кошка Нюся. За несколько дней до смерти он задал вопрос меня, запрещено ли в конце засунуть фотографии Софьи Абрамовны.

Я тогда был самую малость ершистым, смутился — ну, для чего! А сейчас думаю, с фото было бы лучше…

Меня эта история поменяла. У молодого режиссера амбиции — отыскать собственные темы. А тут нужно было подчиниться.

И мне открылись какие-то иные смыслы, каковые я позже искал во всем, что делал. Все больше склонялся к любимым литературным произведениям. Мне и по сей день думается, что это самое занимательное.

В 40 лет думаешь — вот на данный момент мир открою по-новому. А оказывается, что он уже открыт, его нужно лишь правильно прочесть, осознать.

Не опасайтесь времени

Как оказалось, что по любимому Бунину вы до сих пор кино не сняли?

Алексей Демин: Планы, планы, планы… К примеру, один из самых дорогих фильмов — Шатало по рассказу Юрия Коваля — ожидал собственного часа лет 20. Листочек с текстом, сложенный в четыре раза, подарила мне в 1989-м Людмила Шепелевич — аспирантка Университета русского, где я тогда трудился. Она писала диссертацию по современной советской литературе.

Сообщила: Вот тебе сюжет для мультипликационного фильма! Возможно, данный листочек кроме того был напечатан самим Ковалем. По крайней мере, я к нему так отношусь.

просматривайте кроме этого Русский анимация добилась успеха на Американском кинорынке

Шатало терпеливо ожидал, а я не знал, что с ним делать. И вот в один раз открыл книжку Коваля на рассказе Вода с закрытыми глазами и за вечер написал сценарий, познакомив храбрецов обоих произведений. В последних строках у Коваля вся сущность: оказалось, что тёмный кот, которого обитатели деревни вычисляли виновником всех собственных бед, прогнали в неспециализированном-то (он уплыл с рыбаками), — нёс ответственность за вкус воды в колодце.

За вкус судьбы, значит… Нюрка это осознала. Значит, нужно полюбить того, кто несёт ответственность за данный вкус?

Бунин… Первый создатель, которого я полюбил по-взрослому.

Я довольно продолжительное время трудился в важном научном университете, техническом. И был у нас завотделом Сергей Васильевич Чекалин. А сейчас, послушайте, — он считал себя учеником Ираклия Андроникова и Николая Пахомова и писал о Лермонтове. По окончании работы. Будучи родом из Пятигорска, изыскивал какие-то связи, родственников, друзей лермонтовского окружения… И вот он принес мне книжечку Бунина, тогда не весьма распространяемого писателя.

Я прочел и сошел с ума. Жизнь Арсеньева меня перевернула. Я ринулся в букинистические магазины… Позже увлекся Чеховым. Первая моя раскадровка на Высших режиссерских направлениях была по Роману с контрабасом, следующая по Хамелеону.

Уже тогда я осознал, какой рассказ Бунина с наслаждением бы сделал. К Ивану Алексеевичу я отношусь весьма трепетно. В Воронеже на колокольне отыскал в памяти его рассказ Над городом, полный слёз и света.

Полторы страницы! У него звонарь Васька, у меня — Илья… Нужно перечитать данный рассказ, внезапно что-то оттуда придет… Ну, в случае если нет — пускай мысль полежит еще. Времени не нужно опасаться.

Оно сжимается и растягивается.

А Давид Дар как показался в вашей жизни? Забытый, казалось бы, литератор, а у вас по его произведениям уже два фильма.

Алексей Демин: Давид Дар чудесный! История такая. В отечественном подъезде живут современные люди. Они отказываются от книжек и выкладывают их на первом этаже, на приступочек. Мои дети с Машей оттуда время от времени что-то приносят.

в один раз нашли сказку Дара Вот так история!. И она, написанная в 1970-м, внезапно прочиталась по-сегодняшнему. В том месте сталкиваются два мира: из города вежливых и города невоспитанных. А так как мы все время переживаем перестройку, изменяемся, то картина эта нам весьма знакома.

Я не знаю, в то время, когда мы были вежливее, а в то время, когда невоспитаннее… И вот у нас в 2012 году вышел фильм Тише, бабушка спит, в таком минорном, самую малость воздушном настроении, с музыкой прекрасного импровизатора-саксофониста Алексея Козлова. Тема как бы детская. Самую малость Маяковским веет: хорошее, нехорошее…

Биографию Давида Яковлевича Дара я прочёл с восхищением: сперва рабочий с подводного завода, заклепщик, позже журналист, литератор, мудрец. Он вел литературный кружок в Ленинграде, как и Ахматова. В его сборнике Богиня Дуня… самый броский рассказ — Андрей Хижина и его горе. В 2015-м мы сдали по нему картину.

Приходит в радостную молодую семью горе. И Андрей Хижина, таковой белозубый, умный, спортивный — новый человек (что-то в нем имеется от храбрецов Платонова, Олеши) — от этого горя удирает на работу… скрывается на стройке. Храбрец спасается, но погибает никому не необходимый скучный Кузьмич.

Несправедливость какая-то страшная: несчастный человек живет с чужим горем, исчезает, а радостный так же, как и прежде радостен.

По окончании сдачи фильма берете передышку?

Алексей Демин: По-различному, вот за Шаталой сходу шел Праздник для слонов (триптих по песенкам Блоха Гете в исполнении Шаляпина, лилипуты и Король по Ковалю и Праздник для слонов Юнны Мориц. — РГ). Отечественная дружная семья подобрала какой-то сборник для детсадов, и Маша продемонстрировала не привычное мне еще стих — лилипуты и Король. Я загорелся: Желаю делать эту историю! И пошло-отправилось.

Нахожу у Коваля рассказ Слушай, дерево о том, как он приехал на дачу к Чуковскому и пробовал прочесть именно лилипутов и Короля. Но они то одного привычного встретили, то другого, то третьего, и Коваль ничего не смог ввернуть о себе. Прекрасная затравка! Я решил добавить любимое стих Мориц про королеву.

Внес предложение гениальному композитору Андрею Семенову написать музыку. На следующий сутки он позвонил: Я прочёл двухтомник Хитрука, стих Коваля и приобрел все последние книги Юнны Мориц… Он написал прекрасные песни. И мы тогда в один момент делали три сюжета.

А на данный момент вот пауза. Я говорю себе: Не торопись.

С промокашки на громадный экран

Вы очень многое делаете сами — пишете сценарии, рисуете… Это принцип?

Алексей Демин: Ревность! Ну как возможно дать, скажем, Шаталу, в то время, когда он с утра до вечера перед тобой стоит — лапки, хвостик, глаза… Хочется все делать самому. Я и мультипликат делал в первых фильмах, а уж в то время, когда стал не успевать, приглашал живописцев-мультипликаторов… родных по духу.

Но самые вкусные сцены постоянно оставляю для себя.

Помещение на студии оклеиваю набросками персонажей, они на меня наблюдают со стенку, говорят. В то время, когда картина сдана, с ними нереально расстаться, так и лежат в папках…

Анимация может все — вопрос только в моих горизонтах

Первое мое кино, Аттракцион, рисовалось акварелью на шершавой чертежной кальке. Тогда, в начале 1990-х, из анимации начал исчезать целлулоид — пленка, на которой сделано большая часть советских мультипликационных фильмов. Он весьма подорожал!

И режиссеры обратились к вторым материалам — живопись на стекле, кофе и песок на стекле, карандаш на кальке, пластилин, возродилась перекладка, ставшая катастрофически популярной… А мы приобрели на столичной обойной фабрике последние два рулона обоев по 800 килограммов любой — таковой бумагой на Союзмультфильме перекладывали страницы целлулоида, дабы не склеивались. По качеству она похожа на промокашку. Лучше не существует для акварели!

Девчонки-живописцы красили тысячи картин для Негромкой истории… и пели.

просматривайте кроме этого В Воронеж привезли лучшие мультфильмы года

Больше наслаждения доставляет работа либо итог?

Алексей Демин: Само собой разумеется, работа. Показы, встречи со зрителем — это опробование. Неизменно думается, что наблюдают не так, дышат не так, радуются не так… Радуешься, в то время, когда кино закончено, хочется его показывать. А входишь в зал уже с опаской…

Как на данный момент фильмы живут? Ну, что-то в сети возможно отыскать…

Алексей Демин: Прекрасно, если они где-то в Сети лежат. Фильмы довольно часто живут на полках… Громадной фестиваль мультипликационных фильмов — это отечественное спасение. Его программный директор Дина Годер с командой делает огромное дело. Сперва были Мультфильмы по выходным в одном зале ветхой Москвы.

А сейчас это 450 лент ежегодно, каковые показывают и в столице, и регионах. (Благодаря помощи Фонда Прохорова лучшие картины Громадного фестиваля мультипликационных фильмов прокатывают весной в Воронеже, Красноярске, Нижнем Новгороде и Иркутске. — РГ) Режиссеры видятся со зрителем — общаются тысячи людей! Пожалуй, это настоящий метод выйти к публике. Кинотеатры авторскую анимацию брать не смогут: невыгодно ни прокатчикам, ни продюсерам. То же с телевидением.

Остаются встречи со зрителем в мелких залах. Отечественная аудитория растет, обучаться анимационному делу приходят парни не только из Москвы, но и из вторых городов, Фонд Прохорова в этом всегда помогает. Не большое количество, но неизменно.

Благодарю.

Дорасти до детского кино

Какие конкретно анимационные фильмы для вас за последние несколько лет стали открытием?

Алексей Демин: Восхитительная французская картина Женские письма Августо Зановелло, Мужчина встречает даму Димы и Ани Геллер, Брут Светы Филипповой, весьма ужасные Гипопотамы польского режиссера Петра Думала. Умное польское Море Зофии Добровска. Казалось бы, обрывки, бумажки — и огромная драма, в финале слезы подступают: моряк приобретал от моря подарки и на берегу отдавал их собственной девушке, море обиделось и ушло.

Последний кадр — высохшее дно, лодка на песке.

А детское кино?

Алексей Демин: У нас заметных фильмов для детей не большое количество, а вот во Франции — Полагая овец Фрица Штандерта, Тигры на веревке Бенуа Шьё… Как сообщила одна из моих студенток, до детского кино нужно дорасти. Подождем.

какое количество?

Алексей Демин: Посмотрим. Школа стала второй. Разорвалась прошлая сообщение мастеров с учениками.

Нам преподавали лучшие режиссеры страны: Хитрук, Норштейн, Назаров, Хржановский. По счастью, мы делали курсовые на Союзмультфильме, под опекой умелых мастеров, каковые растолковывали тонкости мультипликации — их нельзя передать сходу. на данный момент все мало в противном случае.

У каждого дома замечательный компьютер, и режиссер знает, что может начать работу, грубо говоря, в последний момент. Машина все выдержит. И в итоге человек не мучается.

Если бы руками делал, то пропитался бы полностью… Но, возможно, все станет на собственные места.

Мультфильмы довольно часто снимают по маленьким детским стишкам, песням, а прозу почему-то реже берут. Это сложнее?

Алексей Демин: Самый сложный жанр — фильм по песне либо стихам! Так лишь думается, что в случае если песня хорошая либо стих забавное, то и фильм выйдет хороший. На деле получается иллюстрация, не всегда успешная.

Необходимо искать ключик.

Другими словами, дабы создать зрелище, режиссер обязан в первую очередь постичь текст?

Алексей Демин: Ну да, в случае если мы не говорим о зрелище, цель которого — физический шок.

Сотворение мира

Как вы решились на эту стезю вступить? Окончили Столичный автомобильно-дорожный университет, трудились в НИИ…

Алексей Демин: Мне все время везло. Действительно, это не было разумеется. В университете мы занимались сухими математическими задачами, а отдыхали с сотрудником Гришей Ионовым на этюдах. И приблизительно за одни сутки сделали вывод, что он поступит в семинарию, а я на Высшие режиссерские направления. Так и произошло. Он стал священником, а я, с Божьей милостью, режиссером. Тот самый Сергей Чекалин, что подарил мне Бунина, давал предупреждение: Раньше чем через 15 лет у тебя ничего не окажется.

Оказалось либо нет, я и по сей день не могу сообщить, но с того момента до выхода первого фильма прошло как раз 15 лет. Переход из одной профессии в другую показался в полной мере естественным: сперва я занимался изданием книжек в Университете русского имени А. Пушкина, в 1989-м мы стали выпускать обучающие компьютерные программы, кроме того с элементами анимации. И наконец я поступил на режиссерские направления…

Вы окончили их в первой половине 90-ых годов двадцатого века, в то время, когда из мастерства многие вынужденно уходили в более приземленные сферы. Не было сомнений в собственном выборе?

Алексей Демин: Сомнений не было, было спасение. Такова воздух чудесной команды и курсов мастеров. То, что происходило за окном, нас тревожило с позиций драматургии, как тема для курсовых. Мы были полностью поглощены открытием нового мира. Так как режиссёр и художник анимации начинает все практически с чистого страницы.

Это увлекательно, это безумно не легко — а все, что не легко, не забывается, неспешно преобразовываясь в опору.

Другое дело — сейчас у авторской анимации возможностей меньше. Студии не выдерживают. Куда мы ребят производим?.. Возможно, они смогут заниматься коммерческим кино, а на авторский проект отыскать деньги весьма сложно.

Государство, как может, оказывает помощь, но это маленькие средства.

В противном случае, что Год кино заявили, хоть как-то воздействует на обстановку?

Алексей Демин: На мою лично — да, в Москве в личной галерее готовят маленькую юбилейную выставку под руководством этого Года. А в целом я не знаю.

Вы, в то время, когда трудитесь, воображаете себе зрителя?

Алексей Демин: Что вы, какой зритель! Создание фильма — увлекательная игра. Одно за второе цепляется, и ты ощущаешь, что, как Алиса, в колодец провалился и летишь!.. Время пролетает мгновенно.

Начиная работу над фильмом, я думаю: ага, значит, сдавать приблизительно на следующий день к вечеру.

У вас имеется самоограничения в творчестве?

Алексей Демин: Анимация может все — вопрос только в моих горизонтах.

Вот забраться бы на колокольню!

Современные авторские мультфильмы возможно заметить на официальном канале Ассоциации анимационного кино в YouTube.

Справка РГ

Алексей Демин — русский режиссер, художник и сценарист-постановщик анимационного кино. Появился 20 марта 1956 года в Москве, окончил Столичный автомобильно-дорожный университет и трудился в ЦНИИМАШ. После этого трудился в Университете русского им. А. Пушкина, обучался во Всесоюзном университете увеличения квалификации работников печати.

Поступил на режиссёров и Высшие курсы сценаристов, где в 1992-м окончил отделение режиссуры анимационного кино (мастерская Эдуарда Назарова и Федора Хитрука). Член Академии кинематографических искусств Ника. Преподает в Школе-студии ШАР.

Первый успех ему принесла политическая аллегория Аттракцион — в 1995-м ее крутили по ТВ и продемонстрировали на фестивале в Каннах. Позже были Кошки под дождем и Негромкая история, Буатель по новелле Мопассана и Рыбак Оскус-Оол по тувинской сказке, Очумелов по Чехову и Шатало по Ковалю, Праздник для слонов на стихи Гете, юнны и Коваля картины и Мориц по Давиду Дару — Тише, бабушка спит и Андрей Хижина и его горе.

#ЖИТЬ


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Андрей звягинцев на гребне «новой волны»

    Андрей Звягинцев на гребне «новой волны» Драма Андрея Звягинцева «Елена», уже удостоенная на каннском фестивале кино особого приза жюри конкурса…

  • Новая сказка шварца. арнольд шварценеггер…

    Новая сказка Шварца. Арнольд Шварценеггер — эксклюзивное интервью изданию GQ От строительства собственного тела до построения новой Калифорнии – его путь…

  • Новый опыт продюсера «трансформеров»

    Новый опыт продюсера «Трансформеров» Лоренцо ди Бонавентура, продюсер «Трансформеров», постоянно занимался блокбастерами, где главную роль игрались…

  • «Посвященный»: как снимали новый фильм-антиутопию

    «Посвященный»: как снимали новый фильм-антиутопию Фильм «Посвященный» об утопическом, безмятежном обществе, где нет страданий, насилия и голода, выходит…

  • Юлия савичева отыскала новую любовь

    Юлия Савичева отыскала новую любовь Не забывайте, как на шоу «Один в один» блистала в образах Фредди Меркьюри,самой Примадонны и Стаса Михайлова популярная…

  • Терпкие брызги новой румынской волны

    Терпкие брызги новой румынской волны Фото: youtube.com Прошедший кинофестиваль 2morrow ознаменовался показом нескольких очень занятных картин, дающих…

  • Уэс крэйвен спродюсирует новый…

    Уэс Крэйвен спродюсирует новый страшный телевизионный сериал Общепризнанный гуру жанра хорроров Уэсли Уэс Крэйвен, папа франшиз Кошмар на улице Крик и Вязов (и…

  • Дивный новый мир на иберийском полуострове

    Дивный новый мир на Иберийском полуострове Русскому зрителю, испытывающему все большее разочарование от просмотра подавляющего числа современных…