Олег даль: его сгубила мания совершенства

Олег Даль: его сгубила мания совершенства

3 марта 1981 года, другими словами 30 лет назад,  погиб Олег Даль – один из самых знаменитых советских актеров, что за собственную броскую карьеру так и не взял ни одного звания. «Я артист инородный», –  сказал он про себя. Он погиб в 39 лет, для родных эта смерть не была неожиданностью: Даль ожидал ее и довольно часто о ней сказал.  Эдуард Радзинский в один раз увидел, что актер был болен одной из самых ужасных заболеваний – манией совершенства – и погиб как раз от нее.

Последний в прославленном роду

Олег Даль – в пятом поколении правнук известного составителя толкового словаря Владимира Ивановича Даля, действительно, сам он не знал об этом: лишь по окончании смерти актера была совершена экспертиза, подтвердившая родство. Не покинув по окончании себя детей, Олег Даль стал последним представителем этого прославленного рода.

Папа Даля был железнодорожником, мать – учительницей, и они грезили о несложном советском будущем для собственного ребенка, о профессии доктора, водителя либо хотя бы библиотекаря. Ребенок же желал быть храбрецом, летчиком, но в один раз, играясь в баскетбол, надорвал сердечную мышцу и грезить о небесах с таким здоровьем уже не имел возможности. От отчаяния его спасла новая мечта – стать актером, поскольку в кино он имел возможность сыграть и летчика, и Печорина, историей которого зачитывался еще в школе.

И уже тут в первый раз проявилась его заболевание безупречности: Даль картавил и осознавал, что с этим недостатком может не пройти творческий конкурс в театральный вуз, стать посмешищем, опозориться. Он решил исправить обращение. Его упорство кроме того своих родителей вынудило согласиться с ответом сына и захотеть ему удачи на вступительных экзаменах.

Для творческого конкурса Олег Даль выбрал монолог Ноздрева из «Мертвых отрывок» и душ Гоголя из поэмы «Мцыри» собственного любимого Лермонтова. Изображая Ноздрева, Даль был так нелеп, что, услышав смех приемной рабочей группы, добрая половина училища сбежалась к дверям аудитории. Даля спас его максимализм: он почувствовал, что экзамен, вероятнее, провален, но решил во что бы то ни начало доказать, что может быть различным и, дождавшись, пока хохот утихнет, начал просматривать «Мцыри».

Рабочая группа была покорена ,  Даля зачислили на первый курс Высшего театрального училища имени Щепкина.

 Служебный роман

Сразу после учебы Олег Даль был зачислен в труппу «Современника». Отношения с этим театром стали одной из самых драматических вех в судьбе актера. Он уходил, возвращался, опять уходил и снова возвращался… И все по причине того, что во времена застоя «Современник», как и многие другие театры, был должен включать в собственный репертуар идеологические пьесы, принимать участие в которых Даль не желал.

– Он не признавал компромиссов, – вспоминал Владимир Мотыль. – Начинались конфликты с партнерами, управлением, нервные срывы…

 Однако актер дал «Современнику» 13 лет собственной жизни. Как раз в стенках этого театра он встретил собственную первую жену – актрису Нину Дорошину. Она была старше его на семь лет и обожала  Олега Ефремова.

Даль укорял себя за то, что уводит даму у собственного кумира, но ничего сделать не имел возможности. Их брак продлился менее 24 часов: на свадьбе Дорошина села на колени к Ефремову и услышала от него: «А обожаешь ты все-таки как раз меня». Даль был свидетелем этого объяснения и сбежал с собственной свадьбы.

Второй женой Даля также стала актриса «Современника» Татьяна Лаврова. Они прожили совместно два года, а позже нежданно расстались. Актер, что по большому счету не отличался многословием, о причине развода сказал кратко: «Она злая».

Уйдя из «Современника», Олег Даль пробовал устроиться во МХАТ а также начал деятельно репетировать в том месте одну из ролей, но пьеса ему разонравилась, и он был должен порвать  с этим театром.

Но, возвратившись в «Современник», актер всецело отдался новым ролям и на одном из пьес кроме того показал опытный героизм: играясь в «На дне», он угодил ногой в щель. Боль была таковой, что было нужно вызывать скорую, но Даль доиграл спектакль, хоть доктора не верили в то, что он сможет пошевелить ногой. На следующей сутки актеру сделали операцию, на протяжении которой он просил позвонить в театр и определить, будет ли вечером репетиция.

Очередной уход из «Современника» Олег Даль растолковывал тем, что театр живет для званий и почестей, а он желает жить для искусства.

Актер рассуждал:

– Я прошел различные стадии собственного развития в «Современнике», пока не произошло в полной мере естественное, на мой взор, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания – и погиб, второй – органически не переварил все это – живёт .

Как раз в «Современнике» Олег Даль начал выпивать.

Его приятели вспоминали, что прикладываться к стакану он стал вследствие того что от постоянного большого напряжения все горело внутри, и другого метода расслабиться у актера не было. Но, кроме того выпивать он старался красиво и рекомендовал привычным забрать бутылочку портвейна, 200 грамм колбасы и идти в Русский музей — созерцать любимую картину.

«Да вас знать только бог ведает!»

Рвение к безупречности мешало Далю и в кино. Сниматься он начал рано и сходу стал одним из самых востребованных актеров. Владимир Мотыль вспоминал, что уже в 25 лет Олег Даль, приходя на встречу с режиссерами, вел себя так, как будто бы роль ему не нужна:

– Он не пробовал понравиться. Я бы кроме того сообщил: наоборот, он эпатировал не только своим пренебрежительным тоном, но и ярко-малиновым пиджаком. Позднее я осознал: все это было от отчаяния.

И чем знаменитее становился актер, тем больше в нем оказалось этого отчаяния: предложений было большое количество, но среди них не было по-настоящему занимательных ролей. Обстановка усугубилась по окончании его участия в картине «Почва Санникова». Эту роль он не обожал: во время съемок занимательный сценарий преобразовывался в недорогое зрелище с песнями, и актер неоднократно пробовал покинуть съемочную площадку.

Его уговорили доиграть до конца, но отношения с режиссерами были окончательно сломаны.

Трудиться с ним было сложно. Так, к примеру, Даль имел возможность отказаться выходить на площадку лишь вследствие того что… топорщится его костюм. Именно это случилось на съемках картины Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля», где Даль игрался коронованную особу – самого элегантного человека в Европе.

Костюм же был сделан из того, что нашли и совсем не отличался элегантностью.

Он отказывался сниматься кроме того у Гайдая и Рязанова, растолковывая это кратко: «Не по пути!» Рязанов кликал его на роль Лукашина в «Иронию судьбы», а Гайдай предлагал сыграть Хлестакова в картине «Инкогнито из Санкт-Петербурга». Кликали актера и в «Экипаж» Александра Митты. Даль кроме того принял предложение, а позже отказался от роли; он поступал так неизменно, в случае если хотя бы мало сомневался в успехе фильма.

Устав от своенравного актера, «Мосфильм» решил усмирить Даля и издал негласный указ – не снимать его в течение трех лет. Началась травля. Он, гордый и свободный, был должен унижаться перед государственный служащими и умолять утвердить его на роль. В ответ слышал: «Кто вы таковой?

Вы думаете, что вы артист? Да вас знать только бог ведает!»

Как раз сейчас Даль писал в собственных ежедневниках:

– Какая же сволочь правит мастерством! Нет, неверно, искусства остается меньше, да и править им легче, по причине того, что в нем, внутри, такая же лживая и жадная сволочь…

«Усталый умный мальчик»

Но именно на съемочной площадке Олег Даль познакомился со своей третьей и последней женой Елизаветой Апраксиной. Прожитые с актером годы, не обращая внимания на его пристрастие к алкоголю, она считала самым радостным временем в собственной жизни.

Они встретились на съемках фильма «Король Лир». Апраксина трудилась монтажером, Даль игрался Шута. Их общение началось с того, что женщина пригласила всю съемочную группу в ресторан на собственный сутки рождения. Пришел и Даль.

Напился. Ей было нужно тащить его в номер. Шел ливень, актер неожиданно протрезвел и начал петь про дожди, почему сходу показался Апраксиной увлекательным и неожиданным.

– Смотрелся он весьма забавно, – вспоминала она. – Для роли ему выбрили голову, а отросшие волосики выкрасили в желтый цвет. Круглая желтая головка на узкой шее, светло синий глаза и совсем нематериальная фигура: в нем было скорее теловычитание, чем телосложение. Его хотелось обнять и согреть – усталого умного мальчика с хорошими глазами.

Свадьбы у них не было: и выпили шампанского в кафе-мороженое. На свидетельстве о браке Даль размашисто написал: «Олег+Лиза = Любовь».

…И началась супружеская жизнь, в которой актер стремился к совершенству. Его супруга вспоминала, что он был предельно аккуратен, не обожал, в случае если что-то лежит не на собственных местах, и всех в доме приучил к порядку. Причем ему не требуется было ничего сказать: одно лишь его рвение к чистоте появилось заразным.

Даль сходу выяснил для себя, что его дом будет принадлежать лишь ему, и закрыл его от всех. Он никому не разрешал вмешиваться в собственную домашнюю судьбу, оберегая ее кроме того от друзей, а от назойливых поклонниц время от времени удирал вплавь по Москве-реке. Женских приставаний он не переносил а также грезил о бронированной двери и бронепоезде.

В 60 секунд запоя актер совсем не осуществлял контроль себя. Он пробовал бороться с этим, сдерживаться, но все равно срывался. Елизавета Даль говорила:

– В Неприятном на гастролях у него начался тяжелый запой, такое, понимаете, недопитое состояние, в то время, когда человек совсем озверевший. Было через чур жарко, я лежала в номере в одном купальнике. Он водил ножом по моему животу и сказал: «Ну и что!

Мне наплевать, я все равно жить не планирую». Как он был узок, культурен, великодушен, так же страшен, нечист и твёрд в пьяном кураже. Я не дремала, мучилась, скрывалась, в то время, когда он приходил к себе в хлам пьяный.

В то время, когда  сил терпеть постоянные запои не осталось, тёща и жена дали ему 25 рублей на дорогу и попросили уехать. Он нормально оделся, побрился, попросил разрешение покинуть себе ключ от квартиры и ушел, а через пара дней позвонил к себе и заявил о том, что закодировался. Супруга не поверила, тогда он пришел и показал шрам от зашитой «торпеды». Вместе с Далем в тот сутки бороться со своей алкогольной зависимостью начал и его приятель Владимир Высоцкий…

– Последние десять лет, что мы прожили, он иногда запивал, в то время, когда у него кончался срок, позже снова подшивался и не выпивал годами, – говорила супруга Олега Даля. – Предложить ему зашиться было нереально, на это должен был решиться он сам. Сказал так: «Три дня не производи меня из квартиры, буду плакать, просить – не слушай. Через три дня едем к доктору».

Он ни при каких обстоятельствах не устраивал пьянок дома – в случае если желал выпить, уходил. Терпеть не мог пьяных актерских компаний.

«Отправлюсь к себе умирать»

Олег Даль предчувствовал смерть. Незадолго до нее он пришел к астроному и задал два вопроса: один касался смерти, второй – детей. Ему казалось, что у него где-то имеется незаконнорожденный ребенок.

Актер опасался погибнуть, не покинув того, кто бы имел возможность продолжить его род.

По окончании смерти Высоцкого Олег Даль начал говорить о том, что будет следующим. в один раз он задал вопрос актера Анатолия Ромашина: «Толя, ты  живешь около Ваганьковского кладбища? Я не так долго осталось ждать в том месте буду».

Смерть Даля многие его приятели до сих пор именуют суицидом. Актер погиб в Киеве, в гостиничном номере. Вчера вечером он сообщил приятелям: «Отправлюсь к себе умирать».

На эту фразу никто не обратил внимания, а Даль поднялся в номер, открыл бутылку водки…  Он знал, что выпивать ему запрещено (в очередной раз был закодирован), но все равно влил в себя смертельную порцию алкоголя.

В собственном ежедневнике он всегда писал о безысходности, конфликте с действительностью, неосуществимости достигнуть совершенства…

Похоронили актера вправду на Ваганьковском кладбище. Денег в семье не было, и приятели в складчину приобрели самый недорогой гроб, из которого торчали нитки. Обожавшая его свекровь, попросила в завещании развеять ее прах над могилой зятя.

Елизавета Даль выполнила эту просьбу и поражалась тому, что кроме того сильные дожди продолжительное время не могли смыть прах с могилы.

 Юлия Шершакова

Любимые актеры. Олег Даль


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Олег даль: инородный артист

    Олег Даль: инородный артист 25 мая исполнилось бы 70 лет очень способному актеру. За собственную жизнь он так и не взял ни одного официального звания, но по окончании…

  • Михаил козаков: вся жизнь в любви

    Михаил Козаков: вся жизнь в любви Год тому назад не стало Михаила Козакова. Он погиб 22 апреля в Израиле от рака легких, приобретя себе перед этим участок на…

  • Олег янковский: великий сказочник

    Олег Янковский: великий сказочник Олега Янковского именуют счастливчиком. И не напрасно. Одно его поступление в театральное училище чего стоит: как-то летним…

  • Олег ефремов: одиночество гения

    Олег Ефремов: одиночество гения 1 октября режиссёру и выдающемуся актёру, заслуженый артисту СССР Олегу Ефремову исполнилось бы 85 лет. К сожалению, его…

  • Олег попов: «плачьте лишь от хохота!»

    Олег Попов: «Плачьте лишь от хохота!» Возвращение Солнечного клоуна на родину растянулось на продолжительные 25 лет. Зря Олег Попов опасался, что за это время…

  • Илья олейников устал приводить к смеху

    Илья Олейников устал приводить к смеху 11 ноября не стало Ильи Олейникова. Поверить в это до сих пор сложно: он ни при каких обстоятельствах не жаловался на здоровье, а летом…

  • Сергей лавыгин: «я бегал за автобусом…

    Сергей Лавыгин: «Я бегал за автобусом четыре часа в 35-градусную жару!» 15 октября в столичном кинотеатре «Октябрь» состоится премьера сиквела нашумевшей…

  • «По окончании смерти высоцкого из его квартиры пропало два кейса»

    По окончании смерти Высоцкого из его квартиры пропало два кейса 25 января — 75-летие поэта, актера, музыканта. ТВ подготовило массу проектов к юбилею, в…