Тайна Кузьмича
На последнем Столичном интернациональном кинофестивале картина Николая Досталя бес и Монах забрала только второстепенную приз, при том, что победила в опросе федерации киноклубов России. А на прошедшем в Новгороде фестивале исторического кино Вече режиссер взял Гран-при и приз в номинации лучший режиссер при шумном восхищении зрительного зала. Сразу после фестиваля Николай Досталь поведал РГ о тайне, которая интересует режиссера сейчас.
Николай Николаевич, пробую осознать вашу тягу к бесовщине. То вы снимаете Небольшого беса Сологуба, то про Шаламова на протяжении общей бесовщины, то беса и Монаха.
просматривайте кроме этого На экраны вышла импровизация Павла Лунгина на темы дамы пик
Николай Досталь: Обязан сообщить, не ощущал и по сей день не ощущаю в себя никаких предпосылок к изучению данной темы. Так как как показался бес и Монах. Я снимал Раскол неподалеку от Нило-Сорской пустыни в Вологодской области, где определил про подвижника первой половины XIX века Ивана Семеновича Шапошникова, несшего послушание в этом монастыре.
Мне понравился данный образ: убогий, хромой, праведник, жил на кухне. В бесе и Монахе говорится про шум, как словно бы жернова по полу катаются. Это я в житии про Шапошникова вычитал, у него из кухни все время слышался шум, что-то в том месте у него гремело, каталось Позже я был в Великом Новгороде и в том месте определил об Иоанне Новгородском, святом XII столетия, что в один раз молитвой поймал беса в рукомойнике и давал слово отпустить, в случае если тот свозит его в Иерусалим.
Вот эти два жития легли в базу сценария. А кто оптимальнее имел возможность бы передать всю эту гоголевскую чертовщину? Юрий Арабов.
Так что все случайность.
Но вы не обратили бы внимание на жития, если бы внутренний локатор не был настроен на эту волну.
Николай Досталь: Не знаю, некое сознательное выстраивание собственной фильмографии мне не характерно. Я ничего не придумываю намерено. Все складывается само собой. Случайно же, по сути, появился, к примеру, Раскол. Я снимал Завещание Ленина о Шаламове, у него прочел превосходное стих об Аввакуме. Меня протопоп заинтересовал, я мало о нем чего знал. Мой брат внес предложение петербургскому автору Михаилу Кураеву написать историю.
И без того как-то сомнулось, что по окончании Шаламова появился Раскол, а на съемках Раскола заинтересовался Иоанном Новгородским и Иваном Семеновичем Шапошниковым. Не знаю, возможно, меня что-то и ведет, само собой разумеется. В итоге, я не атеист.
Я человек крещенный, но не воцерковленный, не выполняю посты, весьма редко хожу на исповедь, к причастию, но могу допустить, что что-то необъяснимое в нашей жизни присутствует.
А по большому счету, в случае если уж формулировать что-то общее про мое кино, то я снимаю, и желаю снимать фильмы о людях с необыкновенной судьбой. Меня прежде всего интересуют характеры этих людей, их поступки.
Сейчас вы планируете снимать фильм об Александре I?
Николай Досталь: Имеется такая задумка. Снова же, Юра Арабов написал сценарий Тайна.
К сожалению, понятие покаяние сейчас в Российской Федерации как словно бы вычеркнуто
Тайна — это про ту легенду, что император, быть может, инсценировал собственную смерть, покинул престол и стал старцем Федором Кузьмичом?
Николай Досталь: Совсем правильно. Сценарий победил на конкурсе Фонда кино. Победил-то взял верх, но продюсеров, желающих его снимать, нет — сценарий дорогой, все-таки историческое кино. А мне захотелось снять.
Уж больно у Юры сценарий необыкновенный — в нем, как в бесе и Монахе, имеется смешение жанров…
И детектив, а также?
просматривайте кроме этого Вышел новый трейлер фильма Федора Сергеевича Бондарчука Притяжение
Николай Досталь: Ну да. Из Санкт-Петербурга в Сибирь инкогнито едет аля Фандорин с тайной миссией от Александра II, определить — он это либо не он.
С миссией от Александра II?
Николай Досталь: Федор Кузьмич погиб в 1864-м году, в то время, когда уже 9 лет как царствовал Александр Николаевич. Так вот Юра накрутил около данной истории собственные арабески, как в Мертвых душах у Лунгина. Так что получается детектив с мистической окраской. Храбрецу все время палки в колеса ставят местные: монахи, мужчины, дамы.
Оберегают Федора Кузьмича от назойливого Фандорина, что зачем-то желает встретиться со старцем, что-то определить, пообщаться… А позже он возвращается в Санкт-Петербург и у него незавидный выбор. Заявить, что это ОН — значит лишиться головы. Так как при живом Александре I правит Александр II — провал престолонаследия.
Заявить, что в Сибири не Александр I — значит стать лжецом перед лицом Истории. Материала хватит на 8 серий, так что, думаю, предложу проект какому-нибудь каналу.
Чем вам эта тема занимательна?
Николай Досталь: Сходу оговорюсь: мы с Юрой думаем, что Федор Кузьмич — это и имеется Александр I. А что касается темы, так так как это же история о покаянии. Так как кроме того если не он сам, собственными руками убил отца, то все равно был причастен к убийству. Как он жил с этим грехом, вот в этом весьма интересно покопаться. И по причине того, что у каждого из нас имеется собственные скелеты в шкафу, будь он академик либо фермер.
Возможно, президент России два раза был на Афоне не для любопытства. К сожалению, понятие покаяние сейчас в Российской Федерации как словно бы вычеркнуто. Но так как это чувство очень принципиально важно не только для человека верующего, оно для всех принципиально важно.
Но раз так, из-за чего вы обращаетесь снова к истории, а не к современному материалу?
Николай Досталь: Да я бы с наслаждением. Просматриваю такие сценарии кроме того из прагматических мыслей — так как на современную историю необходимо денег значительно меньше, и отыскать их легче. Но, увы, не попадается мне ничего увлекательного. Я кроме того Юре говорю: У тебя же студентов во ВГИКе большое количество, разреши почитать их работы.
А он ничего не дает. Знает, что я не переношу коньюнктуру, фальшивого пафоса…
А если бы это было что-то наподобие Острова Соболева, по которому снял собственный нашумевший фильм Лунгин?
Николай Досталь: Мне эта история не близка, все те чудеса, каковые в том месте случаются. В бесе и Монахе чудо лишь одно — в то время, когда монах вошел к Гробу Господню. Вышел бес оБЕСещенный, а монах, напротив, избавился от своих недочётов — хромоты, заикания. А все другое — не чудо, это все бес вытворяет, и постирушку необычную, и рыбу огромную, и плот, что все уплыть не имеет возможности. Я бы не взялся делать кино о святом. Иван Семенов сын такой же безбожник, как все мы.
Он старается быть праведником, и у него это получается. Финал мы оставляем открытым — не говорим, что бес стал человеком. Мы говорим, что ему дан шанс постараться прийти к покаянию.
Любопытно, что в сценарии бес по имени Легион — этакий булгаковский Фагот, длинноволосый тип в круглых очках с перебитым правым стеклом. В фильме у него другой образ, куда более иконообразный.
Николай Досталь: Я заметил Георгия Фетисова в театре Анатолия Васильева и осознал, что именно таковой бес, похожий на Иуду на фресках, мне и нужен.
Как Георгий дал согласие на эту роль, поскольку он был на Афоне.
Николай Досталь: Кроме того два раза. Но воцерковленность — это одно, а профессия — второе. А вот Тимофей Трибунцев, что сыграл монаха, на Афоне ни разу не был.
И мне не довелось, к сожалению. Мы с Юрой Арабовым, в то время, когда трудились над сценарием беса и Монаха, желали в том направлении отправиться, но так до сих пор нужно, нужно говорим друг другу.
просматривайте кроме этого Станислав Говорухин посвятил свое выступление защите фильма Матильда
… Поведаю одну мелкую притчу. Как-то один монах возвратился в келью по окончании трудового дня, изможденный, утомившийся. Подходит к койке и видит: на ней линия лежит, с рогами.
Монах наблюдает на него и думает: Наверно также устал, бедолага. И лег тихонечко под койку. В этот самый момент же бес пулей вылетел из кельи.
И любовью возможно бороться со злом. У нас говорят: добро должно быть с кулаками. А в том месте, где кулаки, в том месте уж война. И для меня нет ничего важнего этого смысла — любви к ближнему, любви по большому счету к миру.
Что возможно актуальнее сейчас? Мы не довольно часто об этом говорим, а нужно бы.
В случае если возвратиться к теме аллюзий и ассоциаций — одна сцена в фильме, на морском берегу мне напомнила сцену из Мелких катастроф Швейцера, в базе которой — пушкинский стих Мне скучно, бес……
Николай Досталь: Данной сцены я у Швейцера не помню, но вот что весьма интересно — тень Пушкина у нас присутствует. На питчинге в Фонде кино в большинстве случаев интересуются: какие конкретно у вашего кино имеется референсы? В противном случае говоря, успешные предшественники. Но в случае если у фильма уже имеется какие-то референсы, к тому же успешные, мне не весьма интересно снимать. Исходя из этого мы с Арабовым написали: авторы не знают никакого референса либо в силу отсутствия информации либо в силу громадных амбиций.
А позже мы выяснили, что у нас имеется референс, и какой — Пушкин! Лет в 14-15, совсем мальчиком, он написал поэму Монах. Она неокончена, ее вычисляют неудачной, но для нас принципиально важно, что он в ней обрисовал историю монаха Панкратия, что поймал беса.
Возможно, вам и несвойственно сознательное выстраивание собственной фильмографии, но то, что вы последовательно занимаетесь историей России — это факт. В итоге и Штрафбат — об одной из страниц истории и гипотетический будущий фильм об Александре I. И я уже не говорю о Расколе либо документальном фильме Российская Федерация, ХХ век, взор на власть.
Николай Досталь: В случае если сказать о телевизионных фильмах, то в том месте кроме художественной задачи была еще и просветительская. В большинстве собственном мы по большому счету не знаем отечественного прошлого. Само собой разумеется, нужно, дабы люди знали, кто такие старообрядцы, что такое раскол, что такое штрафные батальоны, кто таковой Шаламов. В случае если про тот же раскол сказать, я так как сам мало о нем знал.
Начал читать про Аввакума, его произведения. Про царя Алексея Михайловича, про сударыню Морозову, которую все принимают по картине Сурикова грозной старая женщина, а в действительности она была юный прекрасной дамой.
К также страдала не одна, а вместе с сестрой, о которой по большому счету только бог ведает.
Николай Досталь: И я просматривал, выяснял. Больше меня, само собой разумеется, Михаил Кураев просматривал. 17-й век — век необычный, бунтарский.
Все знают про Стеньку Разина, а ведь были и Соляной, и Бронзовый бунт, а основное — раскол.
И все-таки мне увлекательна не только сама история, сколько люди — тот же протопоп Аввакум, сударыня Морозова. Алексей Михайлович — увлекательный несправедливо забытый царь. Все говорят Петр, Петр. А ведь очень многое из петровских деяний начинал еще Федор, его старший брат, погибший молодым.
И вовсе не Петр I начал создавать российский флот, а его папа выстроил в Астрахани первый корабль. У нас по большому счету как историю знают? Был Иван Грозный, по окончании него возможно отыщут в памяти Бориса Годунова.
А позже сходу — Петр I. А вот Алексей Михайлович где-то затерялся, возможно, как раз вследствие того что старались тему раскола обойти стороной?
Солженицын сказал: Если бы не было 17 века, то, возможно, не было бы и 1917 года. Он считал, что именно тогда отправилась по всей стране трещина, последствия которой мы до сих пор расхлебываем. Так как с какой легкостью народ поменял нательный крест на партийный билет.
Федор Михайлович Достоевский страно совершенно верно предощутил появление бесовщины в стране, но вот говоря о народе-богоносце, он очевидно совершил ошибку.
Вас с братом воспитывала Наталья Николаевна Андросова, праправнучка Николая I…
Николай Досталь: Простите, перебью — воспитывала нас с братом сестра отца, а Наталья Николаевна относилась к нам, как к своим детям.
просматривайте кроме этого Иван Янковский: Легко ли быть безумным
Как мы знаем, что Наталья Николаевна находилась на перезахоронении останков Николая II, его слуг и семьи. Вы просматривали ежедневники последнего царя? В которых он предстает очень обыкновенной личностью?
Николай Досталь: Что-то просматривал, но не хватает, дабы делать выводы о личности Николая II. То, что он весьма обожал собственную семью, это разумеется. А каким было его царствование… Историко-политические оценки я давать не имею права, по причине того, что не обладаю информацией. Так как кроме того вводя Николая I в бесе и Монахе, мы применяли лишь очевидные факты: что он ходил по Петербургу фактически без охраны, его сопровождали всего четыре кавергарда.
Что он дремал на солдатской кровати. Что имел возможность посадить в собственную карету Бенкендорфа, не смотря на то, что у шефа жандармов была собственная карета, но царю приятно было общество Александра Христофоровича. А за что его именовали Палкиным, осталось за кадром.
В отношении Николая II я только был удивлен, что его кананизировали. Он так как погиб уже не царем, а Романовым. Но какое количество же Романовых, простых граждан тогда убили! Не могу сообщить — возможно, он это заслужил, может, нет. Снова же, возможно, отречение Николая II было неточностью?
Возможно, ему нужно было бороться, а не отрекаться. Но и на это у меня нет однозначного ответа.
Но вы так как снимали документальный фильм про Россию в двадцатом веке…
Николай Досталь: Мы только отбирали документы, никому не давали оценок. не забываю, как Алексей Баталов, что просматривал закадровый текст, сказал, что, вот, дескать, мы так гордимся собственными игровыми фильмами, а их через 50, 100 лет возможно уже не будут наблюдать. И другое дело — хроника, документы.
Вот это, вправду, на долгое время. Я рад, что мне довелось к этому прикоснуться.
Текст публикуется в авторской редакции и может различаться от вышедшего в номере РГ
Тайна императора Александра Первого (Часть 1. главы 01- 09)
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Харрисону форду исполнилось 74 года
- Все, что вы желали знать о дефлопе
- космос и Человек: 7 фильмов об…
- Меж двух стихий
- Датский университет кино: подход…
- Курящая мама ни при каких обстоятельствах не станет отцом
- В disney нашли актера на основную…
- Ватсон из шерлока…
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
«Брачное чтиво»: тайны закулисья
«Брачное чтиво»: тайны закулисья Эта телепередача канала ДТВ приводит к бурной реакции зрителей. Поборники нравственности возмущаются: фу, какая мерзость —…
-
Артур смольянинов: «в случае если тайну…
Артур Смольянинов: «В случае если тайну выразить словами либо образами, она прекратит быть тайной» В случае если искать актёра, что может самый совершенно верно и очень сильно…
-
Двойник принцессы дианы открыл тайну ее смерти
Двойник принцессы Дианы открыл тайну ее смерти 1 июля принцессе Диане исполнилось бы 50 лет. В это нереально поверить! Принцессы, к тому же такие, должны…
-
«Тайны следствия — 15»: 15 серьёзных…
«Тайны следствия — 15»: 15 ответственных фактов о юбилейном сезоне сериала У сериала «Тайны следствия» юбилей. На экраны выходит 15-й сезон. 15 лет Мария…
-
Тайны версальского двора
Тайны версальского двора Фото: kinopoisk.ru Телевизионный сериал Версаль, продолжение которого было решено снимать еще до премьеры первого сезона , воображает…
-
Тайна мастеров сцены и кино родом из уэльса
Тайна мастеров сцены и кино родом из Уэльса Валлийский голос… притягательный, мягкий выговор, а основное — завораживающий тембр уроженцев красивых мест…
-
Все тайны Наташи Королевой 22 апреля в 20:55 НТВ продемонстрирует бенефис Наташи Королевой называющиеся «Любовь не погибнет ни при каких обстоятельствах!» Сейчас мало кто знает, что…
-
Первый канал откроет все тайны…
Первый канал откроет все тайны самой закрытой актрисы отечественного кино Елены Сафоновой Дата выхода в эфир: 25 сентября 2016 года. Канал: Первый канал. Создатель:…