«Волга-волга» в истинном цвете

Волга-Волга в подлинном цвете

14 февраля на Первом канале продемонстрируют комедию «Волга-Волга»  1938 года — в раскрашенном варианте. У вас имеется шанс заметить цвет глаз основной теледивы 30—40-х Любови Орловой, и оттенок волос Игоря Ильинского.

До этого, напомню, были раскрашены «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Золушка», Следующие в очереди – «Радостные парни», «Подкидыш», «Берегись автомобиля»…   Итак, возможно уже констатировать: в Российской Федерации появился новый жанр кинопроизводства – превращение любимых черно-белых фильмов в цветные. Дело, как выяснилось, беспроигрышное: не имеет значения, похвалит либо обругает зритель «раскраску», – основное он её взглянет и начнёт обсуждать на все лады, пиар будет бесплатной и нешуточный!

«Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики» хоть и жестко подвергли критике (а в «Громадной отличии» кроме того поглумились над беднягой Штирлицем в клоунском прикиде), но рейтинги у продемонстрированных раскрасок – ого-го! Наряду с этим никаких затрат на сценарий, режиссуру, актёров и т. п. Берется уже готовый ч/б продукт, переводится в цвет, вовсю рекламируется…  и всё, дорогая публика, пожалуйте к экранам!     

До глаз Мюллера руки не дошли   Мысль, как видите, несложная и продуктивная. Но не недорогая. Процесс покраски «Штирлица», к примеру, занял три года и обошелся в  $3000 за каждую 60 секунд фильма. Ветхая ч/б пленка была отсканирована в формат 2048х1556 точек. После этого вручную раскрасили главные кадры из всех сцен фильма (их набралось около 1500), каждую подробность раскраски  согласовали с консультантами, результат — с  режиссером «Мгновений» Татьяной Лиозновой.

Затем целый отсканированный материал вместе с «опорными кадрами» передали на раскраску в Соединенных Штатах и Республику Корея: тамошние спецы – лучшие в мире. После этого продукт послали в Китай и Индию – на отстройку освещенности кадров и покадровую компьютерную обработку. В том месте же была совершена окончательная доводка кадров – уже вручную.   «В бой идут одни старики» красили По другому принципу – от кадра к кадру, прошлый был базой для раскраски последующего.

  Была использована программа, талантливая распознавать цвет на черно-белой пленке. Задний замысел окрашивали раздельно, с учетом перемещения камеры. Всё делали по уму, денег не жалели (колоризация обошлась в приблизительно в $5500 за 60 секунд ленты), но без головной боли не обошлось. В «Стариках» масса сцен на природе, обилие зеленого цвета плюс зеленые тона военной формы. Доходило до 27 оттенков зеленого в одном кадре, красить их было мукой мученической. Очень многое приходилось переделывать.

Сперва, напрмер, сделали вывод, что цвет погон у лётчиков – светло синий, раскрасили их. Позже узнали,  что создатели ч/б фильма применяли на съёмке погоны с полевой формы, и просветы у них другие, бордовые. Было нужно колористам переделать половину готовой работы.  

«В бой идут одни старики» измучила колористов кадрами на фоне природы

«Волгу, Волгу», говорят, раскрасили так, словно бы её снимали  современной кинотехникой – по максимуму вероятных цветов. А дабы их  гамма всё-таки была в стиле ретро, шепетильно изучили цветовые предпочтения 30-х годов. Само собой, лезли в архивы: за цветами милицейской формы обратились в архив МВД – в том месте всё, которое связано с милицейской формой, лежит по званиям и годам с пометкой «хранить всегда».

Часть объектов фильма «Волги, Волги» сохранились в первозданном виде до наших дней:  Северный речной вокзал в Москве, шлюзовые ворота на канале – их цвета перенесли один в один. А вот цвет церковных куполов в городе Камышине (он же вымышленный Мелководск) с 30-х годов изменялся неоднократно. Исходя из этого было нужно брать соскобы краски, отдавать их на экспертизы – в общем, чистый детектив.

Возможно и дальше вдаваться в разработку, но сущность уже ясна. Раскраска ч/б ленты – рутинный и одновременно творческий труд огромного количества. В котором, как ни старайся, а что-нибудь да потеряешь.

Штирлицу в «Мгновениях» сделали коричневое кашне, собаке его дали карий  окрас с белыми пятнами, а про глаза Мюллера подзабыли.

В то время, когда Кальтенбруннер задаёт вопросы: «Из-за чего у вас глаза красные? Вы большое количество выпивали?», зритель видит у Мюллера в полной мере здоровые глаза, без красных прожилок.

 

Штирлиц схватился за сердце   Но всё это мелочи если сравнивать с дискуссией, развернувшейся около самой идеи раскраски. Что зрителей, что киношников сам факт перевода тёмной-белой классики в цвет расколол на два лагеря. Одни – категорически против, другие – конкретно за.    Татьяна Лиознова с радостью консультировала процесс раскраски «Штирлица» и по окончании выхода цветных «Мгновений» поднялась на их защиту.

Но Вячеслав Тихонов, говорят, заметив себя в цвете, от кошмара схватился за сердце, от обиды прослезился. А Олег Табаков (Шелленберг) на вопрос, будет ли наблюдать цветную версию, замахал руками: «Нет, для чего, что за ерунда!» Дальше всего в протестах  зашли коммунисты Питера. Они организовали «Перемещение против искажений и колоризации советского кино».

Цель перемещения – отсудить миллиард рублей у ТК «Российская Федерация» за издевательство над  «Мгновениями». И на эти средства поставить монумент Штирлицу – в Москве на Лубянской площади.   Но Игорь Клеменков, сыгравший в ветхой «Золушке» пажа, раскраску похвалил: в фильме прекрасные костюмы,  их роскошь была убита черно-белой съемкой – и вот, по окончании стольких лет, возрождена.

Это восстановление, к слову, стоило года работ и больше миллиона долларов – но, если судить по зрительскому, рейтингу окупилось.

Выяснилось, цветная «Золушка» – блестящий костюмный фильм  

Ну и, само собой, горой за собственный продукт стоят директора «фирм» и  продюсеры раскрасок, взявших на них заказы: дескать, цвет делает ветхие картины зрелищней – и, значит, ближе современному зрителю. По-второму, дескать, его не привлечёшь – и классика останется скучной племени младому.     Но, имеется люди, подошедшие к спору о «раскрасках» взвешенно. Пример – многомудрый Георгий Данелия:

– В случае если цветная версия прекрасно сделана – я за неё. Само собой разумеется, не каждый черно-белый фильм нужно раскрашивать. Но, допустим, мою картину «Я шагаю по Москве» – в полной мере возможно. С наслаждением посидел бы вместе с умелыми людьми за этим делом.

И по большому счету – американцы так как раскрасили собственные картины 1930-х годов, и мы их наблюдаем.

 

Америка России подарила  киноход   Забавно, что в Америке, отчизне «раскрасок», их сначала кроме этого встретили в штыки. Первый поток ругани обрушился на застрельщиков, посмевших раскрасить… мультфильмы. В конце 50-х и в 60-е массу ветхой диснеевской анимации («Микки Маус», «Три  поросёнка» и т. д.) выпустили заново с колоризацией. И уже тогда кинокритики заклеймили приём как «издевательство над уникальным произведением».

Но со временем страсти поутихли – а в 1980-е и вовсе вспыхнул бум на «раскраски» художественных картин: продюсеры решили вернуть на экраны голливудскую классику, столкнулись с неприятием массовым зрителем черно-белого кино – и решили раскрасить эти фильмы!    Пионером идеи стал известный Тед Тёрнер, создатель СNN.  Он кроме того опубликовал перечень из 100 с лишних ветхих фильмов, каковые направляться перевести в цвет.

Раскрашиванию подверглись такие шедевры, как «Касабланка», «Мальтийский сокол», «Кинг-Конг», «Эта красивая судьба», «Психо», «Джекил и Хайд», в 1990-м перевели в цвет «Унесенных ветром»…   Когда не костерили в те годы подобные продукты!

«Поменять подобным образом чью-то работу – это продемонстрировать презрение к кино, общественности и режиссёру» (Вуди Аллен); «Тёмный и белый цвет – это форма мастерства кино 1940-х годов. Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю» (Джо Данте, режиссер «Гремлинов»); «Лишь идиот может высказать предположение, что колоризация улучшит такие киношедевры, как «Гражданин» и «Касабланка Кейн» (Билли Уайлдер, создатель «Проспекта Сансет»).

И что? 

Фильм «Эта красивая судьба» (1946 г.) пережил аж три колоризации: в 1986-м, 1989-м и 2007 годах

А ничего – побранились и затихли. Сошлись на том, что раскраска раскраске рознь: она может дать фильму вторую жизнь, быть может стать отвергнутой зрителем и забытой, как ужасный сон.

С цветом разберутся — возьмутся за звук?

То же самое будет у нас.   Но юный зритель желаешь-не желаешь, а взглянет киноклассику. Сперва в цветном варианте, а позже – чем линия не шутит! – в уникальном тёмном-белом. И возраст аудитории у, к примеру, «Золушки» изменится с «40+» на «20+». Быть может, уже изменился.

  Так что нормально ожидаем «Волгу-Волгу», «Радостных ребят» и без того потом. Но бдительности не теряем, ухо и глаз держим востро. В противном случае уже раздаются призывы не только перекрашивать, но и переозвучивать черно-белую классику. Мол, её звуковые дорожки с годами стали плохими, а новому зрителю будет в кайф, в случае если, к примеру, молодого Жарова озвучит Хабенский. Нет, господа, не будет, благо опыт имеется. Недавно прыткие киношники переозвучили ветхие советские мультфильмы.

По окончании их работы наблюдать и слушать, к примеру, «Мойдодыр» – лишь по решению суда.    Любой продукт стоит оценивать по результату. Кино в первую очередь делится на хорошее и нехорошее, а не на цветное и черно-белое. Последнее, кстати, как снимали, так и будут снимать.

Но в случае если «Собачье сердце» Владимира Бортко – безоговорочный шедевр, что легко нереально представить в цвете, то «Бумажный воин» Алексея Германа-младшего – тоска и муть. Хоть раскрась его, хоть золотом инкрустируй – ни лучше, ни хуже не станет. 

Так что нормально ожидаем «Волгу-Волгу»…

Дмитрий Сергеев

 

P.S. Перечень известных фильмов, переживших колоризацию

  • Кинг-Конг (1933)
  • Радостные парни (1934)
  • Мятеж на «Баунти» (1935)
  • Вид будущего (1936)
  • Сан-Франциско (1936)
  • Волга-Волга (1938)
  • В бой идут одни «старики» (1973)
  • Подкидыш (1939)
  • Символ Зорро (1940)
  • Высокая Сьерра (1941)
  • Касабланка (1942)
  • Газовый свет (1944)
  • Эта красивая судьба (1946)
  • Золушка (1947)
  • Годзилла (1954)
  • Психо (1960)
  • Ночь живых мертвецов (1968)
  • Семнадцать мгновений весны (телевизионный сериал, 1973)

Волга-Волга (1938) ЦВЕТНОЙ ВАРИАНТ


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • В бой идет один старик

    В бой идет один старик Уголовник Джон Линк по окончании продолжительной отсидки пробует стать если не праведником, то хотя бы простым человеком. Посещает направления…

  • Кристиан бэйл с «цветами войны» в берлине

    Кристиан Бэйл с «Цветами войны» в Берлине Немыслимое сочетание творчества китайского классика, режиссёра Чжана Имоу и таланта известного по нолановским…

  • Прошу вас, не нужно цветов…

    Прошу вас, не нужно цветов. Любви, мира и света. Спайк Миллиган Надгробие на могиле Спайка Миллигана. Фото: Depositphotos Сейчас исполнилось…

  • Самые милые фильмы о войне

    Самые милые фильмы о войне Фильмы про войну стали для советского и русского человека неотъемлемым атрибутом судьбы. В юные годы по окончании их просмотра мы…

  • Торопитесь делать добро

    Торопитесь делать добро Ко Дню защиты детей. В Российской Федерации около пяти миллионов беспризорных детей, более ста тысяч находятся в зданиях ребенка. Дать им новый шанс…

  • Данной даме подчинялся сам штирлиц

    Данной даме подчинялся сам Штирлиц Режиссёр Татьяна Лиознова, отмечающая в июле-2004 собственный 80-летие, — это «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и «Мы,…

  • На съемки «семнадцати мгновений…

    На съемки «Семнадцати мгновений весны» Броневого увезли со свадьбы 17 декабря Леониду Броневому исполняется 80 лет. Незадолго до юбилея актер был удостоен…

  • На цвет и вкус: топ-5 лучших фильмов про еду

    На цвет и вкус: топ-5 лучших фильмов про еду 11 сентября в прокат вышла страсти «и картина Пряности» с Хелен Миррен в ключевой роли . По этому случаю мы…