Алексей Федорченко: «В отечественном фильме – десятки преданий»
В случае если пересказывать авангардную киномозаику Алексея Федорченко «Ангелы революции» коротко, то это история о том, как шесть эмиссаров от Советской власти отправились с культурно-просветительской миссией к хантам. Это была необычная и попытка остановить известное Казымское восстание эстетическими методами. О рождении этого фильма Сергей Сычёв поболтал с Алексеем Федорченко в рамках кинофестиваля «Кинотавр».
Алексей Федорченко: «В отечественном фильме – десятки преданий»
© Фото пресс-службы «Кинотавр». Фотограф Алексей Юшенков
Сергей СычёвВ базе фильма лежит настоящая история Казымского восстания. Как вы о нём определили, в противном случае говоря, с чего начался ваш фильм?
Алексей ФедорченкоВсё началось так: десять лет назад, в январе 2005 года, я приехал на собственный первый кинофестиваль в Ханты-Мансийск с фильмом «Первые на Луне». И в том месте во дворе гостиницы «Югорская равнина» стоял чум. В нем ханты развлекали фестивальный люд — готовили оленину, строганину. Я всё это весьма обожаю, и в том месте засел я на двое суток.
На фильмы я не ходил, а сидел в том месте – выпивал бульон и ел сырое мясо. И разговорился с той семьёй, Молдановых, это общеизвестный в Югре род, и они мне поведали, про собственного деда, что был одним из организаторов Казымского восстания. Как и 99% россиян, я про это, само собой разумеется, ничего не знал. Но меня это весьма заинтересовало, как же – восстание шаманов против советской власти!
Я отправился в Ханты-Мансийский университет Угроведения. Пара дней я в том месте проработал, собрал всё, что издавалось по данной теме, а было издано весьма мало. Увёз я с собой несколько диссертаций, пара статей и две книжки. Ужасную книгу «В гнёздышке одиноком» Татьяны Молдановой о периоде по окончании восстания и книгу Еремея Айпина «Богоматерь в кровавых снегах».
Позже я с кошмаром выяснил, что по данной книге уже начали снимать фильм «Сага о хантах». Но прочтя её, я успокоился: это было совсем не то, что желал сделать я. Сценариев мы за восемь лет написали пара – от поэтического, что написал Денис Осокин, до строго документального. Мы пара раз приходили со сценарием в Госкино, нас заворачивали, да и меня все эти варианты полностью не удовлетворяли.
Но в то время, когда появилась мысль о столкновении двух великих языческих цивилизаций – цивилизации шаманской цивилизации и советского авангарда, всё поднялось на собственные места.
Трейлер фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвКогда вы встретили ту даму, которая первой появилась в Казымской культбазе и в конце фильма выполняет «Песню о тревожной юности»?
Алексей ФедорченкоВ сценарии её не было по большому счету. В то время, когда я ехал в Казым, поразмыслил: вот прекрасно бы отыскать эту девочку. О её рождении в сценарии упоминалось, и я все гадал: что с ней на данный момент? Оказалось, что она жива.
Мы сходу отправились её снимать, она болела, старенькая…. К тому времени ей уже дали трёхкомнатную квартиру в новом доме. Встретила она нас в национальном костюме, но была напряжена, не легко шла на контакт. И я сообщил: мы поставим вон в том месте камеру, а вы, в случае если желаете, спойте что-нибудь.
Я был уверен, что она споёт на своём языке, на хантыйском. И внезапно она идёт и поёт Пахмутову. «Ну, всё, кино у нас имеется», — поразмыслил я тогда. Всю жизнь она проработала преподавателем русского.
Выбором песни она сходу поставила точку в отношениях двух цивилизаций, стало ясно, кто победил в этом противостоянии.
Кадр из фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвКак сами местные относятся к истории Казымского восстания?
Алексей ФедорченкоОни стараются об этом не вспоминать. В Казыме имеется музей, но в том месте про это восстание практически ничего нет. на данный момент, я думаю, обстановка изменится, я покинул в том месте целый собственный реквизит – парты, вывески – всё, что было. И сейчас в том месте будет что-то наподобие уголка Казымского восстания в двух классах той самой Культбазы.
Участники Казымского восстания, погибшие на допросах шаманы и князья, до сих пор не реабилитированы. Они не считаются репрессированными, а идут по уголовным статьям, как за убийство. И исходя из этого ханты неизменно самую малость стыдились данной истории.
Но, само собой разумеется, все знают про это восстание: хантов по большому счету мало, и у каждого кто-то из семьи принимал участие с этом восстании. На протяжении самого восстания погибло не больше десяти человек, а вот в то время, когда пошли аресты – намного больше, около 40 человек погибло при допросах, их в том месте забили легко. Для хантыйского народа утрата в 60 человек – большая цифра.
На всей огромной территории до самого Ямала их всего-то полторы тысячи.
Кадр из фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвПервая же сцена фильма думается заявкой на то, что это будет кино в духе «Первого учителя» Кончаловского либо «Одной» Козинцева и Трауберга. Это сознательный реверанс либо обманка, настраивающая на известную совокупность координат, — «цивилизованный» преподаватель, невежественные обитатели, дети?
Алексей ФедорченкоЭто, возможно, случайная аналогия. Во главе тут стоят факты: толчком к Казымскому восстанию послужило то, что детей забрали из интерната. И эта сцена дана как предыстория, как событие, по окончании которого всё и началось.
Кадр из фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвФильмы 20-30-х годов для вас что-то означают? Скажем, тот же Дзига Вертов либо Эйзенштейн с его способами угадываются в храбрецах вашего фильма…
Алексей ФедорченкоДа не сообщил бы я, что я любитель того кинематографа, не смотря на то, что, само собой разумеется, трудясь над «Ангелами революции», я взглянул большое количество кино той поры. Значительно ответственнее, что придумывая истории собственных храбрецов, я просмотрел биографии около четырёхсот живописцев-авангардистов всех направлений – от кинематографистов и скульпторов до композиторов и архитекторов. И самые интересные факты из их биографии я дал своим храбрецам.
У каждого из «ангелов» имеется настоящий прототип, а всё происходящее – это мозаика из настоящих событий.
Кадр из фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвНеужели действительно, что был таковой отряд пропагандистов-авангардистов? Я считал, что в том направлении сходу направлялись карательные отряды.
Алексей ФедорченкоНет, сперва была сеть Культбаз. Поликлиники, музеи, ветеринарные участки, школы-интернаты, куда забирали детей, ну и, само собой разумеется, пункты приема пушнины. Другими словами, по всему северу были выстроены такие островки советской цивилизации. И межцивилизационное непонимание началось именно на этом этапе. К примеру «куль» на одном из диалектов ханты — это линия, и получается, что Культбаза – это место, где живут линии.
А Красный чум, показательный чум – как нужно жить (в том месте обращение шла, по большей части, о гигиене либо о каких-то вторых русских порядках), так вот, Красный чум в мифологии хантов и ненцев – место, где живут мертвецы.
Сергей СычёвКрасные об этом, конечно, не знали.
Алексей ФедорченкоВсё это делалось с благой целью, необходимо было занимать территорию. Первые шаги были очень романтические, просветительские. А позже, в то время, когда хантов стали обкладывать данью, по причине того, что необходимы были деньги и пушнина, они возроптали. Предпосылки к восстанию, в итоге, были экономические. Налоги сильно возрастали, и почему-то именно на кочующие народы: как мы знаем, что зыряне, к примеру, платили меньше.
А позже ещё стали забирать детей. В Казым съехались родители, 40 нард, и всех детей забрали. И тогда уже, дабы подавить это ещё не восстание, но бунт, недоразумение, была послана та самая экспедиция из Свердловска во главе с Полиной Шнейдер.
Не дабы подавить – договориться. Полина Шнейдер по большому счету была завнаркоматом просвещения Крыма, учительница.
Кадр из фильма «Ангелы революции»
Сергей СычёвОна вправду было снайпершей?
Алексей ФедорченкоВсе предыстории храбрецов, само собой разумеется, придуманы. Но была экспедиция: Пётр Васильевич Астраханцев — глава Берёзовского районого исполнительного комитета, Пётр Маркелович Смирнов — помощник заведующего Казымской культбазы, Николай Варламович Нестеров — заведующий Казымским интегральным товариществом, Захар Никифорович Посохов — сотрудник Берёзовского райаппарата ОГПУ, ханты по национальности, и Полина Петровна Шнейдер — уполномоченная Уральского областного комитета ВКП(б) . Про них мало, что известно, лишь профессии.
В сценарии была поэтическая линия, которая связана с Наркоматами. У Дениса Осокина имеется одноимённая книга, одна из моих любимых, где именно Наркоматы представлены чудесными, фантастическим существами, прекрасно. Сперва я придумал для каждого из храбрецов такие сказочные Наркоматы (Нарконебо, Наркомузыка…), где они якобы трудятся, для неспециализированной фантасмагории. Но всё это выяснилось излишним, и я убрал.
А книга, само собой разумеется, потрясающая – она является одним из ключей к сценарию. Всё другое: монумент Иуде, крематорий, мексиканская история Эйзентштейна, расстрел Столичного латышского театра «Скатувэ» – всё это было в действительности. Для каждого из храбрецов я искал скелеты в шкафу, все они ровесники революции, все они вышли из крови, и исходя из этого мне показалось, что это очень важные и верные сцены.
Кстати, по поводу Эйзенштейна: он применял настоящих людей для съёмки казни. Я намерено интересовался у Наума Клеймана об этом, и он заявил, что у данной истории нет официального источника, всё на уровне легенды. Тогда я взглянул данный эпизод покадрово, и в том месте, по большей части, всё постановочно, но имеется лишь один кадр, где очевидно видно, что человек погибает, ну, либо травмируется сильно. Это именно в то время, когда человек закопан и на него падает лошадь.
Я пологаю, что, вероятнее, был какой-то случай, травма либо смерть, и без того появилась легенда. В отечественном фильме таких прекрасных преданий – десятки.
Снайперши Армейские фильмы 2016 новинки
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- «Крепкого орешка» доверили джону муру
- Джерард батлер и аарон экхарт…
- Команда нового «джеймса бонда»…
- Рыцари в театре: патрик стюарт…
- Николас виндинг рёфн воображает…
- Эмбер хёрд: «дамы-героини должны…
- Черепашек-ниндзя в москве возможно заметить уже на данный момент
- Новый «шерлок холмс». кто кого играется
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Фильм про экспертиза. наблюдаем «территорию»
Фильм Про Экспертиза. Наблюдаем «Территорию» Экранизация популярной книги Олега Куваева «Территория» переносит нас в финиш 50-х годов. Разбросанные по…
-
Встреча с создателями фильма «сталинград». онлайн-репортаж
Встреча с создателями фильма «Сталинград». Онлайн-репортаж Постановщики фильма «Сталинград» во главе с режиссёром Фёдором Сергеевичем Бондарчуком 2 октября в Москве…
-
Десять фильмов про двойников В прокат выходит «Двойник» — вольная экранизация повести Достоевского от режиссера «Субмарины», прекрасная офисная…
-
Алексей федорченко: «отечественное прошлое…
Алексей Федорченко: «Отечественное прошлое занимательнее и разнообразнее, чем нам говорят» В текущем году единственным русским фильмом, включённым в конкурсную…
-
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы В текущем году на основной приз «Кинотавра» претендуют 14 фильмов, и больше половины из них — от…
-
Итоги 2016 года: 15 лучших фильмов…
Итоги 2016 года: 15 лучших фильмов. Версия Кинократии Фото: kinopoisk.ru До конца 2016 года остались считанные часы, и Кинократия публикует собственный…
-
Балабанов снимает фильм «я также…
Балабанов снимает фильм «Я также желаю» в экстремальных условиях Закончился зимний период съёмок нового, но уже легендарного фильма Алексея Балабанова «Я…
-
Самые ожидаемые российские фильмы 2016 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2016 года Следующий год для отечественного кинематографа, разумеется, пройдет под руководством фильмов, основанных на настоящих…