Художник-мультипликатор юрий трофимов: памяти мастера

Живописец-мультипликатор Юрий Трофимов: памяти мастера

Миновало сорок дней со дня смерти выдающегося аниматора и режиссера мультипликационных фильмов, живописца Юрия Трофимова. 26 марта 2015 года его не стало. В то время, когда речь идет о советской школе мультипликации, бесценной жемчужине отечественной и всемирный культуры, у многих из нас перед глазами поднимается некоторый собирательный образ, объединяющий самое полезное из личных воспоминаний далекого солнечного детства.

Любой в нем видит что-то собственный, в особенности дорожа отдельными произведениями. Но наряду с этим не следует забывать об неспециализированном культурном контексте этого относительно молодого жанра, что за пара десятков лет создал традиции и собственные каноны, направления и своеобычные стили. Что еще более принципиально важно, все эти творения так или иначе объединены неким словесно непередаваемым настроением, точно свидетельствующим о принадлежности к одной культурной парадигме, на которой мы все выросли, впитав с первых лет осознанного существования опыт прошлых поколений, особенное, поэтическое видение мира, родную культуру, по просторам которой нас аккуратно вели чуткие руки живописцев, внимательный взор операторов, изобретательный потаённые струны и ум режиссёров души композиторов.

просматривайте кроме этого Умер мультипликатор Юрий Трофимов

Дружно это и формирует уникально красивое полотно, что, переливаясь, отражается в глубоких детских глазах, питает души, уча добру, состраданию, показывая многогранность людских эмоций и раскрывая в игровой форме самые сложные парадоксы людской натуры, с которыми каждому нужно будет столкнуться лично. Вера в победу хороша над злом, воспитание уверенности в дне сегодняшнем и завтрашнем, интерес к бескрайнему миру и готовность принять его таким, какой он имеется, оставляя наряду с этим место для полёта воображения и собственной импровизации — именно на этом воспитывались поколения детей как у нас, так и сейчас за ее пределами. Возможно, этот жанр визуального мастерства объединяет нас, живущих сейчас в лоскутных частях некогда неспециализированного советского пространства, больше, чем что-либо, без слов дает нам возможность осознать друг друга, навеки делая близкими и родными.

Получая значимость генетического кода, художественные переживания становятся безграничными, попадая в самые глубинные пласты отечественного сознания. Кто знает, может, в какой-либо очень непростой момент судьбы нам оказывают помощь воспрянуть как раз детские воспоминания, неизбывная вера в то, что все обязательно должно закончиться прекрасно либо хотя бы лучше, чем то, что подсказывает житейский опыт, а время от времени и ядовитая усталость от самой жизни…

Фото: Арсений Лазурский

Поэтому нам так непросто дается знание о том, что у всех мультипликационных фильмов имеется создатели. Да-да, мы наблюдаем на мир их глазами. Глазами неординарно гениальных, молодых душой людей, годами занимающихся кропотливейшим трудом по огранке и созданию художественных образов, заново открывающих для каждого произведения собственную, новую Вселенную.

Мультфильмы Тёмная курица, Как тоску одолели, Солнечное зернышко, Я нарисую солнце, Незнайка в Солнечном городе — все это произведения Юрия Трофимова. И неслучайно в большинстве перечисленных названий присутствует слово солнце. Солнце как жизнь, солнце как творчество, солнце как добро.

Достаточно консервативные как по хронометражу, так и по внутреннему строению произведения приобрели новое развитие в творчестве Юрия Трофимова. Как раз им либо при ярком его участии были созданы первые мультипликационные сериалы, объединенные не только неспециализированными храбрецами, но и неспециализированным сюжетом: его друзей и Приключения Незнайки, Колдун Изумрудного города, Сказки Дональда Биссета.

Гениальность живописца, создающего произведения для детей, без сомнений, состоит не только в узнаваемости его образов, но и в адаптации литературных произведений зарубежных авторов к отечественным реалиям, делая их понятными мелкому зрителю, исходя из его до тех пор пока что маленького и весьма конкретного опыта восприятия действительности, в один момент приоткрывая дверь в мировую сокровищницу культуры. У нас имеется собственный Винни-Пух, собственный Буратино, но имеется и собственный британский автор Биссет.

взглянуть на Дракошу, какой он милый! Неизменно желает, как лучше — но вот беда, во всем неуклюж. Но уже одно благое намерение вознаграждается, что же касается остального — окажут помощь верные приятели. А Кот, он же полностью отечественный — ленивый деревенский кот, безмерно уважающий собственную хозяйку, нисколько не гуляющий сам по себе, но с очаровательной хитрецой.

Да и то, как он преодолевает практически неодолимую тягу к малиновому варенью, ставит публичное (исцеление Вокзала) выше личного, в то время, когда Кот самоотверженно расстается с последней банкой драгоценного лакомства. Совенок, наконец. Негромкий и скромный, но неизменно приходящий на помощь в тяжёлую 60 секунд.

В силу малых размеров и своей умилительности, он пробуждает особенную эмпатию у мелких зрителей. И вот, смотрите — взмахами собственных крылышек, выражением глаз он комментирует происходящее, образно давая ребенку подсказки для осмысления сюжета.

Фото: Арсений Лазурский

Ответственной составляющей советских мультипликационных фильмов была музыка, дающая еще один ключ к пониманию сюжета, где главная музыкальная тема и последующее ее развитие формирует необходимое настроение, отсылая к тем либо иным эпизодам, сплетая воедино эмоциональную и сюжетную канву повествования. Тёмная курица, один из шедевров советской мультипликации, состоялся благодаря неповторимому творческому альянсу музыканта и композитора Алексея Рыбникова (будущего автора Юноны и может быть) и аниматора Юрия Трофимова.

Отдельный пласт произведений Юрия Трофимова связан с народной культурой — три мультипликационного фильма из серии Народные праздничные дни, и Данило и Ненила по мотивам превосходных сказок певца Поморья Бориса Шергина. Тут и народные традиции, и русские костюмы, и превосходные орнаменты. Особенности классического сельского быта так ярко и быстро изображены, что кроме того у человека, ни при каких обстоятельствах в деревне не бывавшего либо, что чаще, не видевшего в том месте проявлений народной культуры, создается объемное о нем представление, затрагивающее что-то весьма глубокое, гнездящееся на уровне архетипов в потайных закоулках собственной души.

Мультфильмы Как тоску одолели, Солдатский долг содержат в себе очень важные художественные цитаты, исторические отсылки и музыкальные понятия. Мы видим ясные образы обитателей царства Тоски Зеленой, где главенствует жадность, обжорство, эгоизм и злоба. Они едят и дремлют, дремлют и едят. Едят без всякого наслаждения, и еда их не питает, не придает им сил, они всегда мрачны, разобщены и озлоблены.

Ничего не напоминает в отечественной с вами жизни? Их лица похожи на сюрреалистические портреты Дж. Арчимбольдо, но лишь до той поры, пока Принц и его Красивая Женщина не снимают проклятие, лишая Тоску ее владений. Души, которыми Тоска завладела, предстают перед нами в виде бабочек, как в народных поверьях.

Ну а сами главные хорошие храбрецы — какое количество в их перемещениях узнаваемого по отечественному кинематографу! Итак, круг зрительных образов логически замыкается.

Юрий Трофимов занимался и книжной иллюстрацией. В издательстве Просвещение в его оформлении были выпущены книжки по способу Эльконина-Давыдова, пособия по развивающим играм, памятные многим со школьной скамейки книжки Афанасьевой и английского языка Верещагиной…

В осеннюю пору 2014 года на кинофестивале Лучезарный ангел Юрий Трофимов был награжден призом За заслуги в области продвижения русского кинематографа. В этом же году с его участием был снят документальный фильм Колдуны Экрана, о творческом объединении Экран, в деятельность и создание которого Юрий Андреевич положил собственную душу, время и творческие силы.

Юрий Андреевич учавствовал и в художественном оформлении нескольких кинокартин. Но все-таки делом его судьбы были создание и анимация кукольных фильмов. А ведь рождение кукольного театра случилось за большое количество столетий до появления экранного мастерства. Анимация — это волшебство, пробуждение в неживом того мистического, что зовется anima, душа. А душа, она у живописца неизменно молода, открыта новым впечатлениям, наивна к миру около.

Юные ученики Юрия Андреевича говорят в один голос: они утратили не только наставника. Они утратили друга.

дальнобой


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: