Интервью с Илзе Лиепой
Илзе Лиепа — одна из самые известных столичных балерин, заслуженый артистка России. Современные хореографы специально для нее ставят миниатюры и балеты, а ее “бенефисы” неизменно собирают полные залы. Большое количество снимается в кино, играется в театре.
— Илзе, ваше имя окутано какой-то домашней тайной. Запрещено ли эту тайну чуть-чуть немного открыть?
— Начну с того, что мое имя пишется и произносится без мягкого символа — в соответствии с латышской транскрипцией. Оно связано с романтической историей знакомства моих своих родителей.
Когда-то моя мама игралась ключевую роль в фильме, снимавшемся на Рижской киностудии. Фильм именовался… “Илзе”. Мои родители познакомились в самолете “Рига-Москва”, в котором мама летела со съемок к себе, а папа возвращался на работу в Немировича имени и театр Станиславского-Данченко — это было его первое столичное пристанище.
Мама говорила, что еще в аэропорту Риги обратила внимание на двух весьма занимательных мужчин: один был помоложе, второй — взрослее. Отец, как говорится, также “запал” на прекрасную даму романтического стиля, очень актуального в то время. Будущее распорядилась так, что тот, что помоложе, стал моим отцом, мужчина постарше — моим дедушкой, ну а та романтическая женщина, как вы додумались, — моей мамой.
Спустя какое-то время, в то время, когда отец забрал маму на гастроли в Лондон, британские газеты писали: “Русский танцор привез с собой жену — русскую Мэрилин Монро”.
— Только что по каналам ТВ прошел документальный фильм “падения и Взлёты Мариса Лиепы”. Фильм — ужасный, но к его заглавию у меня имеется претензии. Взлеты — это Красс, другие балетные партии, а что авторы имели в виду под падениями Лиепы? Что — он стал хуже танцевать либо совершил антиобщественный поступок?
Другими словами падение — полностью неорганичное слово в заглавии фильма. Вы со мной согласны, Илзе?
— Я думаю, наименование фильма обусловлено единственным причиной: продаваемостью произведенного продукта. Дабы фильм продавался значительно лучше, возможно было назвать еще хлеще, к примеру: “Новые откровения из интимной судьбы Мариса Лиепы” (смеется). И позже, вот еще какое мысль: в жизни каждого человека имеется и взлеты, и падения, согласны?
Под ними мы понимаем духовные, нравственные категории. Мы падаем — и это, возможно, и имеется самые увлекательные моменты нашей жизни, потому, что они-то и заставляют нас искать в себе внутренние силы, резервы, дабы встать. И эти мгновенья в жизни творческого человека и становятся самыми плодотворными, согласны?
По сути падение — явление каждой жизни, но, вынесенное в заголовок, оно имеет совсем второй суть.
—Понимаете ли вы артистов кордебалета, каковые всю жизнь проработали в нем и радостны, не считая, что чьи-то интриги помешали раскрыться их таланту, стать солистами и т.п.?
— Ну, само собой разумеется, я знаю таких людей. И они добросовестно отработали от первого до последнего дня в кордебалете. В том месте также, в случае если угодно, имеется уровень преимущества: продержаться в первой линии кордебалета, скажем, лет двадцать, не сойти с нее — это заслуживает громадного уважения.
—По окончании Балетного училища вы попали в Большой, но не просто, а, как направляться из упомянутого фильма, в обмен на уход из Громадного театра отца. Вы были уже достаточно взрослой, дабы осознавать, что около отца затеяна какая-то нечистая возня?
— Сложности для того чтобы рода в жизни отечественной семьи, в отечественном сознании существовали многие годы, исходя из этого, эта, как вы сообщили, нечистая возня, не была каким-то потрясением для нас, для отечественных душ. Это как с советским режимом: если вы порхали где-то в вакууме, а позже нечаянно прикоснулись к чудищу, то — ах, какой кошмар! (смеется). Мы так как не в 17 году показались на свет, в то время, когда все одновременно обрушилось. Мы появились в данной совокупности, я где-то внутренне к этому готовься .
Я кроме того больше сообщу: папа нас к этому как бы подводил: “Не забывайте, парни: все что простится Иванову, Петрову, Сидорову не простится вам, по причине того, что вы дети Лиепы!” Не обращая внимания на то, что Андрис как бы безоблачно попал в Большой, став лауреатом Интернационального конкурса, первые четыре года в театре были для него тяжелейшими: глухой кордебалет, никаких, возможностей, и лишь его ужасное упорство содействовало его карьере. Папа сказал об Андрисе: “Я был безумным, но данный!..”
Возвращаюсь к вашему вопросу о кордебалете. В любой творческой профессии, как нигде, имеется много людей, ощущающих себя несостоявшимися, неудачниками. Причем в исполнительском мастерстве признание необходимо как раз сейчас, это не случай с Пиросмани либо Бахом!
Если ты на данный момент себя не реализовал, второй возможности, а также посмертной, у тебя не будет!
Одновременно с этим я верю в предначертанность пути! Имеется что-то, что тебя ведет! Мне постоянно мечталось, дабы моя будущее была увлекательной творчески, да и то, что произошло, я отношу лишь на счет судьбы.
Во мне нет для того чтобы упорства, как, скажем, у Андриса, внутренней жесткости в борьбе, но Господь неизменно в самые важные моменты судьбы отправлял мне людей, каковые брали меня за руку и помогали сделать первый ход, вели через препятствия, преодолеть каковые у меня не хватило бы наглости, наглости, отчаянности — чего угодно.
Но в то время, когда у меня появляется первая ступенечка, тут уж я, как Андрис, неудержима! Это возможно сравнить с гранатой: в случае если ее запал подожгли, то развернуть процесс вспять уже нереально (смеется).
—Еще об отце. Из-за чего Григорович так жаждал ухода Лиепы из Громадного? Опасался борьбе либо еще чего-то? Мне не ясно…
— А вы понимаете, никому не ясно!.. У меня сложилось такое представление, что все в жизни замыкается, закольцовывается — не сходу, само собой разумеется, а — простите за некую тавтологию — в итоге.
Мы с Николаем Цискаридзе подготовились к премьере балета “дама пик” Ролана Пети, до премьеры оставались считанные дни. Ролан Пети пребывал в хорошем настроении, был игриво так настроен и говорит: “Мы с вами не поболтали о финале, но это все достаточно легко: вы выходите, проходите, смотрите в зал, и у вас такое лицо…” Тут наступает пауза, он продолжает: “Ну, вы сами понимаете, какое у вас лицо!..” Так великий Пети поведал мне финал балета “дама пик!”
Я ушла с репетиции обеспокоенной и стала каждую 60 секунд — потому, что уже полностью внутренне болела этим спектаклем — думать: какое же у меня должно быть лицо? Что это? Что?
И внезапно мелькнула идея: да нужно легко в зале заметить лицо Григоровича! Осознаёте, в этом не было никакого злорадства! Я большое количество тружусь в драматическом театре, и довольно часто, в то время, когда режиссер тебе что-то втолковывает, а ты не осознаёшь, он говорит: доверьтесь мизансцене! Это весьма правильная вещь!
Талантливо сделанная мизансцена говорит сама за себя! Ты ей и дыши…
И мизансцена “дамы пик” сказала сама за себя: вот я, дочь Мариса Лиепы, стою на сцене Громадного театра, а Григорович где-то в полутемном зале — легко зритель! А папа мой живет творческой судьбой в том, что делаем мой брат и я.
“дама пик” ставится сейчас, имеет всевозможные премии, среди них и Национальную, и основную театральную премию России “Золотая маска”.
И еще один случай поведаю вам. Прилетев из Японии в Питер, мы с Николаем Цискаридзе попали прямо с аэропорта в светло синий зал Мариинского театра, нас усадили на места для почетных гостей. И практически через два последовательности от меня — гипсовый профиль Григоровича!
И опять — по иронии судьбы: первая номинация присуждается за вклад в балетное мастерство: на сцену поднимается Григорович, а за ним — за лучшую женскую роль в балете — на сцену поднимаюсь я. Никто не сводит счеты, никто не злорадствует, это легко мизансцена…
— Пара слов о ваших любимых балетах. Один вы уже назвали — “даму пик”.
— В действительности, в случае если сказать о том, что мне прекрасно удается, то это — современные средства ясности. Направления в современном балете смогут быть самые различные. Я обожаю, к примеру, современный драмбалет “Федра”, что танцуется в… простых туфлях, в нем имеется красивые драматичные дуэты.
Поставила его для меня Вероника Смирнова. Еще один любимый балет, поставленный для меня Майклом Шенноном, — “Госпожа Бовари” …
Весьма мне нравятся современные балеты стиля Марты Грехэм. Не смотря на то, что у нее самой я ни при каких обстоятельствах не танцевала, но ее стилистика весьма близка мне.
Вероника Смирнова, о которой я уже сказала, сыграла в моей творческой жизни огромную роль, создав тот творческий язык, которым я на данный момент обладаю и которым я, мне думается, увлекательна зрителю.
—Посредством этого языка вы сможете станцевать, скажем, “Лебединое озеро” либо “Жизель”?
— Я ни при каких обстоятельствах, представьте себе, не танцевала классику! Это произошло вот из-за чего. Классику так как танцуют в молодости, а моя молодость протекала в том самом сложном Громадном театре Григоровича, о котором мы уже столько говорим. И вот на гастролях Громадного в Лондоне я услышала фразу: “Запомните, в Громадном театре (другими словами в основных ролях) вы не станете танцевать ни при каких обстоятельствах!”
Я — в отчаянии, кидаюсь к телефону, звоню брату из Лондона в Нью-Йорк — он тогда трудился у Барышникова, был на вершине успеха. Выслушав меня, мои рыдания, он сообщил знаковые для меня слова: “Ну, чего ты убиваешься? Неужто эта партия — суть твоей жизни? Ты желаешь творчества либо желаешь делать карьеру в Громадном театре?
Творчество имеется везде и не только в Громадном…” Мне стало так легко, так светло: Господи, мне-то вправду казалось, что творчество имеется лишь в Громадном… И именно сейчас в моей жизни показался превосходный человек — Александра Эммануиловна Чижова — кроме того не балерина, а просто пожилой человек при балете, поверивший в меня, в мои творческие силы. И она, человек только глубокоуважаемый в балетном мире, договорилась с дирекцией зала имени Чайковского о моем творческом вечере.
В том же Лондоне, имея уже в возможности творческий вечер в зале Чайковского, я внезапно почувствовала себя внутренне свободной от Громадного театра! Свободной от балетного руководства, от боязни не взять более-менее приличную роль и без того потом. Уже позже мои сотрудники говорили мне: “Какая ты радостная, Илзе!”
И у меня началась настоящая творческая судьба: меня увидели многие постановщики, я стала большое количество ездить со своим репертуаром за предел, словом, не было бы счастья, да несчастье помогло.
— Я обожаю балеты Эйфмана. Вам у него не было нужно танцевать?
— Нас с Борисом Яковлевичем соединяют занимательные истории. Папа принимал участие в его спектакле “Идиот”, а с другим отцовским спектаклем связана и моя творческая будущее. В годовщину смерти отца я делала концерт в зале Чайковского — кстати, эти мои вечера стали регулярными. Первый же вечер, в первую годовщину со дня смерти отца, был, само собой разумеется, особенный, и я металась в отыскивании хорошей программы.
И внезапно, будучи на гастролях в Петербурге, прихожу на один из пьес Эйфмана и вижу что-то немыслимое: “Реквием балерины на музыку Бетховена”. В перерыве кидаюсь за кулисы, подхожу к Борису Яковлевичу и прошу дать добро мне один раз станцевать только что замеченный “Реквием” на вечере памяти отца в Москве. Огромная пауза.
Борис Яковлевич говорит: “А вы, Илзе, разве не понимаете, что данный номер ставился на Аллу и вашего отца Осипенко? (Балерина Б.Эйфмана. В глазах Илзе — слезы. — В.Н.)
Не стану сказать, что номер данный в зале Чайковского прошел “На ура!”, дело не в этом.
Мы с Борисом Яковлевичем постоянно чувствовали обоюдное притяжение, подготавливались к творческой встрече, и в один раз я села в машину и погнала ее в Питер — начать трудиться в балетах Эйфмана “Карамазовы” и “Чайковский”. Спустя месяц и практически за чемь дней до премьеры “Чайковского” я взяла громадную травму, которая на весь год отнять у меня возможности выходить на сцену.
И был еще один виток отечественных, увы, не сложившихся творческих взаимоотношений с Борисом Яковлевичем. Его пригласили в Большой на постановку “Русского Гамлета”. Он тут же позвонил мне, предложив роль Екатерины.
Я отказалась — все из-за ветхой петербургской травмы, она не совсем прошла. Но Екатерину — и в этом я также вижу что-то мистическое — я сыграла уже в драматическом спектакле “Сон императрицы” у Андрея Максимова. (Режиссер, драматург и ведущий программы “Ночной полет” на канале “Культура”. — В.Н.)
—Для танцор ответственна отдача, “дыхание” зала?
— Непременно! И, как ни необычно, самая тяжелая публика в этом смысле — премьерная. Ей мало чего нужно, она разнеженная, ей хочется не приобщиться к мастерству, а отметиться: был на премьере.
И если ты эту публику завоевал, это дорогого стоит.
—Как соотносятся драматический актёр и артист балета?
— Балет, непременно, мастерство парней и оно, это мастерство, требует раннего личностного созревания. Как сказал мой папа, в то время, когда приходит опыт, уходит прыжок. К примеру, в то время, когда у Плисецкой не стало того, молодого, прыжка, он, данный прыжок, прекратил ей быть нужен. По причине того, что стало нереально оторвать взор от того, как она наблюдает в зал, как ощущает партнера. Это какое-то второе уровень качества персоналити!
Им владеют весьма немногие танцор . Время от времени возможно прожить жизнь, быть известной, гениальной, успешной балериной, но… Фактически говоря, в то время, когда мы говорим о контакте танцор с залом, мы имеем в виду не технику прыжка либо фуэте, а энергетику артиста, меру его сосредоточенности. Так как энергетика — это как прыжки в длину! Один может прыгнуть на метр, второй на три, а третий — на пять!
И необъяснимо — из-за чего! Папа мой сказал: в то время, когда тебе необходимо взаимодействовать с залом, необходимо трудиться не с масштабом этого зала, а с космосом! Исходя из этого в то время, когда в “Спартаке” раскрывался занавес, зритель вжимался в кресло — такая замечательная энергетика шла со сцены!
—Чем заполнен ваш рабочий сутки? На какое количество лет вперед расписан ваш график?
— Только что мы возвратились из Риги, где ежегодно в дни рождения отца проводятся концерты. Для этого я приготовила две новые вещи: “Болеро” Равеля и “Посвящение”. Данный номер — импровизация с чудной музыкой (тема любви из балета “Спартак”) — стал началом концерта.
на данный момент еду на гастроли в Лондон со спектаклем Громадного театра “дама пик”, играю драматические пьесы. Сейчас в Москве у меня идут три заглавия, об одном из них кратко поведаю: в театре Маяковского, в спектакле “Сутки рождения синей бороды”, я солидную часть спектакля играюсь мужчину. Меня уговорил на это режиссёр и автор спектакля Андрей Максимов.
Говорят, что в образе мужчины я в том месте весьма похожа на моего отца.
—Вы упомянули Ригу, ездите в том направлении ежегодно, не смотря на то, что отношения между отечественными странами, я бы сообщил, прохладные. Вам удается их мало согреть?
— Над любыми отношениями нужно трудиться: в коллективе ли, в семье, дабы они верно складывались. Так и отношения между нами и Ригой. Тут нужно дать должное прежде всего моему брату: он отдает большое количество сил этим отношениям, отыскал в Риге людей, каковые совместно с фондом Мариса Лиепы участвуют в организации ежегодных концертов памяти отца в Риге.
Нам весьма хотелось, дабы к 70-летию отца в Риге был открыт монумент ему, но — мало опоздали.
—Последний вопрос. Илзе, какую роль играется в вашей жизни любовь?
— Ой, вы понимаете, мне сходу вспомнились слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, в то время, когда его задали вопрос: что самое увлекательное было в вашей жизни. Он взглянуть на задавшего вопрос и сообщил: “Мальчик, в жизни имеется лишь любовь!”
Лучше не сообщишь, правда? Любовь не обязательно свидетельствует женщины и любовь мужчины! Так как если не согреты любовью хореографа и отношения исполнителя, ничего увлекательного не родится… Подобный последовательность возможно продолжить до бесконечности.
«АртФакты»: интервью с заслуженый артисткой России Илзе Лиепой
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Фильмы, побеждавшие на венецианском…
- Что наблюдать на выходных, 19–21 декабря
- Полина сидихина: «отец делал для меня все»
- 34-Летняя надежда грановская в…
- 1 Апреля, в сутки хохота, кормухина…
- Господин президент одобрил собственного…
- Смерть в консервной банке
- Родовое проклятие фрунзика мкртчяна
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Илзе лиепа: «я стараюсь не унывать…»
Илзе Лиепа: Я стараюсь не унывать… Наталья Ярцева. Илзе, миллионы людей определили вас, ваш вид, ваш талант, в то время, когда в начале 80-х годов на экраны телевизоров…
-
Тимур Батрутдинов. Интервью Тимур «Каштан» Батрутдинов — резидент Comedy Club (ТНТ). Начал собственный творческий путь с КВН. на данный момент пробует себя в кино. Пишет…
-
Роза сябитова в интервью первому…
Роза Сябитова в интервью Первому каналу поведала, из-за чего вычисляет себя виновной в смерти бывшего мужа Дата выхода в эфир: 18 марта 2017 года. Канал:…
-
Откровенное интервью джули уолтерс
Откровенное интервью Джули Уолтерс Ее мать сообщила ей, что она «окажется в сточной канаве, в то время, когда ей будет двадцать». Не обращая внимания на ее успех в фильмах…
-
Интервью с арменом джигарханьяном
Интервью с Арменом Джигарханьяном — Я настоящий человек, я знаю, что всему собственный время. Моя активность, само собой разумеется, пала, на данный момент я менее пользуется спросом, чем…
-
Последнее интервью сергея говорухина
Последнее интервью Сергея Говорухина Мы брали это интервью всего два месяца назад — незадолго до 50-летия Сергея Говорухина, он делился замыслами на будущее и…
-
Культовое интервью микки рурка
Культовое интервью Микки Рурка Одно из самых известных интервью Микки Рурка. Архивный материал издания «Эсквайр». У меня было все. И я все просрал…
-
Владимир вдовиченков. интервью time out москва. март 2006
Владимир Вдовиченков. Интервью Time Out Москва. Март 2006 Три года назад милицейские пули уложили в финале «Бумера» Раму, Кота и Килу на глазах у их…