Смешарики всерьез и надолго

Смешарики действительно и на долгое время

культуролог и Продюсер Анатолий Прохоров, один из отцов студии «Пилот», — о самом долгоиграющем с детьми мультсериале. 

Понимаете ли вы, что у детей объявилась новая «няня»? Учит вычислять, дружить, отличать хорошее от нехорошего. Не одна «няня» — бригада «скорой детской помощи» «Смешарики».

Об экспансии «Смешариков» говорим с худруком проекта Анатолием Прохоровым — культурологом, теоретиком кино и продюсером, одним из отцов-основателей широко известной анимационной студии «Пилот». 

— Для чего известному теоретику, сталкеру в интеллектуальные сферы, видеоарт и сетевой авангард, данный коммерческий проект?

— Перебесился в молодости (как критик и теоретик) с авангардом, с авторской анимацией. А к концу 90-х ну легко весьма захотелось сделать что-то очень нужное широкому зрителю.

А потому, что в кинематографе я живу и дышу в мелком анимационном гетто, то эта будущая огромная аудитория по определению не имела возможности не быть детской. Мы еще на «Пилоте» с Александром Татарским грезили об анимационном проекте с продолжительным дыханием. Делали «Происхождение видов» Рината Газизова, серию анима-скетчей «Лифты», про «Кубика-рубика».

Не пошло. Кроме того у известного сериала «про братьев Пилотов» было маленькое дыхание — всего 6 серий. Потребности в новых мультперсонажах у отечественного детского рынка еще не было.

«Смешарики» затевались практически случайно. Пришли двое поразительно молодых ребят: живописец Салават Шайхинуров и менеджер и дизайнер Илья Попов. Принесли первые наброски персонажей со необычным именем «Сластёны».

В них уже изначально был стилевой движение: все существа — круглые. Парни — по-настоящему «муниципальные сумасшедшие», потому, что в графе проекта «количество серий» у них стояла цифра 200. А «городских безумных» я обожаю, потому, что сам таковой!

Я честно заявил, что это всего лишь любопытная выдумка. Не было тех идей и концепции, каковые смогут дать мультгероям продолжительную судьбу.

Я что-то дал совет, внес предложение… Но в «Пилот» к нам приходила масса народа с проектами, причем по окончании опытного анализа их супер-пупер-идей люди растворялись. Эти же парни изумили меня тем, что через два месяца возвратились: «Мы сделали все, что вы нам заявили, что дальше?». Сейчас я осознал, что с Ильей и Салаватом возможно трудиться в команде. 

— Показалась первая серия «Скамья», и сериал обзавелся странноватым для детского кино пафосным слоганом: «Мир мирным путем».

— У нас сломана классическая аристотелевская схема, основанная на противостоянии антагониста и героя. Возможно ли держать внимание зрителя без синдрома Тома и Джерри? Так как в клоунаде удирающих-догоняющих нет кроме того характеров.

А нас с Алексеем Лебедевым, ведущим сценаристом сериала, увлекла мысль строить мир со собственными краткими, не всегда несложными историями. 

Тогда-то меня и поразила идея, что у «Смешариков», оказывается, прорастают характеры. Их нужно было лишь подметить и развивать. От незамысловатой, но обаятельной «Скамьи» мы ушли довольно далеко.

У Кроша и Ежика, красивших собственную розовую скамью, осталась лишняя краска. Желали заодно покрасить и Бараша. Но поэтическому Барашу было не до шуток — от него куда-то ушло воодушевление. Было нужно приятелям выяснять, что же такое воодушевление. И скамья, как ни необычно, им помогла.

В данной наивной истории наметилась будущая сильная сторона «Смешариков»: с детьми о узком. 

— «Скамья» коробила меня несочетанием необаятельных персонажей и обаятельной истории.

— Мне весьма понравилась мысль Салавата: «А давайте сделаем их такими, дабы дети имели возможность их рисовать. Вот Крош: кружочек и две петли ушей, вот Ежик: уголки и кружочек-иголки». Знаешь, как к этим персонажам отнеслись дети?! 

— А разве нужно лишь угадывать их вкусы, а не вести их за собой?

— Ты права. В случае если на уровне отечественных историй мы с уверенностью ведем за собой зрителя, то на уровне дизайна Смешариков мы «всего лишь» предугадали вкусы детей. Я над этим все время раздумываю.

Но детские психологи сообщили нам несложную вещь: «Персонажей вы не сможете растягивать так же, как ваши истории: и для дошкольников, и для взрослых. То, что станет стильным для подростков и живописцев — дошкольники не смогут почувствовать как собственный, родное. Выбирайте…».

И мы выбрали дошкольников. 

— Но изображение, которое нравится малышам, не имеет возможности не отталкивать часть своих родителей. Тех, кто желал бы воспитывать детей в традициях классики советской анимации.

— Советская мультипликация, предназначенная мелким детям, в особенности во время «мельницы стилей» 60-х, норовила сделать все как возможно несложнее. 

— Различная на «Союзмультфильме» была мультипликация. И неспециализированный средний поток, и выдающиеся фильмы «Варежка» и «Мой зеленый крокодил». Но так как «Смешарики» воспитывают не только зрителей.

Благодаря им появилась новая студия «Санкт-Петербург».

— Ты же знаешь, в Питере отсутствовали анимационные традиции. Не считая Бронзита и Газизова тут фактически никого не было. Нужно было с нуля вырабатывать команду, студию «Санкт-Петербург».

В том месте сейчас трудятся 120 человек.

Сейчас мы, пожалуй, самая громадная анимационная студия страны, которая всего за четыре года, повторюсь, создана с нуля, на плечах одной дамы — директора студии «Санкт-Петербург» Надежды Кузнецовой. И мультипликаторов мы сами учим.

Это также «пилотовская» традиция: каждая приличная анимационная студия в Российской Федерации должна быть школой-студией. 

— Но и первую «Скамью» нужно было с кем-то делать?

— Сделали практически с двумя-тремя людьми, кого-то забрали из студии «Мельница». Основной опорой стал Денис Чернов, ведущий режиссер проекта и, кстати сообщить, мой «внучатый» ученик (т.е. ученик моего ученика Константина Бронзита). Сделав более 40 серий, Денис вырос как специалист.

По причине того, что каждую серию снимает как авторский фильм. 

— Самое привлекательное в этом сериале — разработка жанровых фактур. Любой фильм — другая дверь: триллер, мелодрама, погоня, вестерн, фантастика, комикс. Само собой разумеется, с ироническим отстранением, с учетом движения и пластики рисованного изображения.

— Так было задумано. Так как настоящей драмы со Смешариками не снять. Значит, комедия! Значит, элементы пародии!

Дабы и отечественная команда не закисала, а, напротив, всегда развивалась от жанра к жанру. 

— А для взрослых вы расставляете «флажки» — цитаты из известных фильмов? «Громадные гонки», «Полеты во сне и наяву»…

— Не так долго осталось ждать выйдет серия «Вишневый сад». Мне показалось красивым, в случае если ребенок, видевший в юные годы отечественный «Вишневый сад», через пять-семь лет удивится: «Выясняется, имеется некто Антон Павлович Чехов, что Также написал «Вишневый сад»?

Мы не сходу сами осознали скрытую в отечественном сериале хитрость. Персонажи — для дошкольников, а истории — для младших и средних классов. Истории подтягивают малышей, каковые хватаются за любимых персонажей, как за резиновый круг.

Здесь-то и стало известно, что «простой дизайн» Салавата — самый верный с позиций изобразительной формы, обращенной к крохе.

Вот начнем делать новый сериал для подростков — тогда и начнется работа с изысканным стебом! 

— Самые бессчётные обвинения «Смешарикам» — упрек во вторичности. Ваша внутренняя ирония, пародийность в полной мере смогут закрывать собой заимствования: медведь Копатыч напоминает Винни-Пуха. Пин — Самоделкина, Совунья — Сову из «Винни-Пуха», Ежик — собственного тезку из фильма Норштейна…

— Мы же со всеми персонажами «играем». К примеру, в Копатыче играем с голосом Папанова, правильнее, с интонацией его очень способного храбреца из «Берегись автомобиля». Желали, дабы у Бараша был голос Эраста Гарина.

Не вышло.

Но я прекратил страшиться укоров во вторичности. Мы так как в первый раз пробуем создать в отечественной мультипликации громадный детский эпос, настоящую мифологию. А дабы дети в ней освоились, нужна масса узнаваемого «культурного вещества». Ребенку по фигу авторские права.

Ему принципиально важно заметить на экране всех собственных любимцев совместно. Быть может, договорюсь с Успенским и Шварцманом, дабы в какой-нибудь серии показался Чебурашка. 

— Основная параллель цикла — «Винни-Пух» Хитрука.

— В некоторых статьях нас кроме того именовали «Дети Винни-Пуха». А в чем основное зерно «логики Винни-Пуха»? В ней отсутствует «образ неприятеля». Это — логика команды.

Либо логика семьи. 

— Но и у вас имеется фильмы, где храбрецы должны доказать, кто из них стремительнее, основнее, умнее. Соперничество, например, база серии «Громадные гонки».

— Если ты увидела, в «Громадных гонках» Нюша с Барашем на самой медленной телеге подвозят к финишу Кроша и Ежика, потерпевших крушение на собственных скоростных авто. Крош с Ежиком срываются с повозки Нюши, пересекают финишную линии, хватают кубок и кричат, что победили они. На что Нюша, которая довезла их, только мечтательно вздыхает: «Ах, как, возможно, приятно быть победителем…».

Такая гамма чувств, ирония финала — уже, чем очевидная победа либо проигрыш. 

— Обстановка неоднозначная, а для ребенка — четко несправедливая.

— Вот пускай ребенок и начнет над этим думать: справедливо либо нет? Поинтересоватся у своих родителей. Я придумал термин: «Развивающая драматургия», другими словами драматургия, лишенная лобовой дидактики, открытого поучения.

В развивающей драматургии сам движение истории, ее перипетии, реакции храбрецов на повороты их судеб толкают ребенка к размышлению, соответственно, и к формированию. 

— Но в воспитании серьёзны правильные выговоры, мораль, незамутненность понятий «прекрасно» — «не хорошо».

— Согласен. Эту чистоту с перехлестом дают родители, школа, Маяковский и детский сад в собственном стихотворении про «крошку сына». Так детей с младенчества и купают в дидактике.

А им нужен воздушное пространство, что дает мастерство. 

— Знаю, что имеется фанаты сериала, каковые наблюдают и производят перерасмотрение все серии. Существует ли у проекта некая сквозная история?

— Нет, но мы пробовали сначала строить широкую мифологию. Кстати говоря, сначала в организационно-технологическом нюансе заявляемый масштаб «Смешариков» был громадной аферой. Я так как осознавал: сейчас в Российской Федерации сделать 200 анимационных серий легко нереально! Напомню, что 18 серий «Ну, погоди!» снимались более 20 лет. У нас два гранта: ФАККа и Министерства по печати. Снято уже 90 серий.

Но осталось-то еще больше!

А нам говорят: «Господдержки будет меньше». О мерчендайзинге мы думали сходу, в 2001-м, в то время, когда начинали проект.

В случае если ребенку нравится образ на экране, он обязан сойти с экрана, шагнуть в руки, жить в его комнате, выглядывать из ванны, наблюдать на него из холодильника и с занавесок….

Я, к сожалению, был мало знаком с Роланом Быковым, но поразительно обожал его слушать. Он довольно часто повторял, что ребенок обожает, в то время, когда всего большое количество, кроме того чересчур большое количество. 

— Очень привлекательная мысль для коммерсантов.

— Но мы-то шли от идеи психотерапевтической, по причине того, что лишь тогда она может стать и коммерческой. Мы больше гордимся не отечественными мягкими игрушками, йогуртами, сырками, канцтоварами, ранцами, обувью, конфетами, а книгами, ежемесячным изданием и развивающими компьютерными играми. Имеется серия «Школа смешариков» — книги, по которым дети обучаются просматривать и вычислять.

Я сам до издания этих книг не знал, что выяснять буквы и обучаться просматривать — это различные методики. Сейчас имеется Букварик-Смешарик, Читарик-Смешарик а также Счетарик-Смешарик.

Издание «Смешарики» мы начали со скромного тиража в 2005 году — в 25 тысяч. на данный момент уже 117. Третий тираж среди всех детских изданий России. У нас, кроме студии, имеется Бюро промдизайна, имеется Издательский отдел.

Все товары жестко сертифицируем. 

— Похоже, популярный товарный бренд уже создан, складывается разнофактурная индустрия около него. Теоретик, ценитель элитарного мастерства руководит индустрией? К тому же в сети бурю позвала твоя фраза, что «Смешарики» — факт не кинематографа, а детства.

Как ты это разделяешь?

— Дабы создать «факт мастерства», нужно сделать ход в сторону от правил. При всех амбициях мы к этому не стремимся.

Культура, в отличие от мастерства, устанавливает те нормы, каковые позже мастерство нарушает.

Культура детского времяпровождения в Российской Федерации очень сильно хромает. Вот мы и помогаем устанавливать (в противном случае и просто обозначать!) новые нормы культуры детской обыденной жизни. 

— Не играясь на понижение?

— С позиций драматургии, атмосферы, характеров мы играем на увеличение. Столь без шуток и уважительно к дошкольнику с экрана, тем более в мультипликации, у нас обращались редко. 

— Не через чур вы замахнулись в девизе: «Дать новой России новых храбрецов!»?

— Увидь, «новых ДЕТСКИХ храбрецов». Но, на данный момент уходим к второму слогану: «Смешарики — это событие детства». Знаешь, эти истории обретают какую-то новую тонкость.

Нас внезапно стали смотреть студенты, юные родители. 

— Ты не устал от «Смешариков»? Пять лет — в проекте, пять лет каждую семь дней на «Стреле» в Питер и обратно. Вы не надоели друг другу?

— Сам изумляюсь: устал, но не заскучал. Обстоятельство, возможно, в перманентной новизне команды. Новые компьютерные игры. Действительно обсуждаем слоганы для сырков. Продуманно относимся к дизайну пакетиков. Сделали неповторимый детский древесный конструктор из 17 комплектов подробностей.

И поразительно очень многое второе!.. 

— Вы соберете «Смешариков» в полный метр?

— Да, но лишь к 2010-му. Снимать будет Денис Чернов, выросший на проекте, и — утверждаю! — один из самых гениальных и опытных режиссеров в русском анимации.

А по большому счету, весьма занятно придумывать: что еще Смешарики смогут предложить детям? Годом ранее Салават создал линию «Смешарики-крошки»: как смотрелись Смешарики, в то время, когда им было два — три года. 

— Неужто как «Телепузики»?

— Нет, «человечней». Мы не будем делать сериал про смешариков-крошек. Но с ними покажутся детский издание для малышей и целая линия любимых ими товаров и игрушек. 

— В случае если честно, я не через чур различаю среди Смешариков взрослых и детей.

— Прекрасно, а какое количество лет Винни-Пуху? В возрастной неопределенности имеется собственная прелесть. Но все же каким-то образом мы понимаем, к примеру, что Ослик Иа-Иа существенно старше Винни.

Cправка «Новой»

«Смешарики» — самый успешный анимационный сериал нового времени. На студии «Санкт-Петербург» уже создано более 90 фильмов, объединенных персонажами: зверушками-шариками. Ежедневная ТВ-аудитория — более 1,5 млн человек.

Лариса Малюкова

Информационная программа «Сутки» от 18 августа 2015 г


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Пробные смешарики

    Пробные смешарики В торговом комплексе Lotte Plaza на Новом Арбате рядом с шикарными бутиками Armani, DG, Prada и Gucci поселились Крош, Нюша, Бараш и…

  • Смешарики около нас

    Смешарики около нас В октябре мультсериал «Смешарики» завоевал Гран-при за серию «Громадные гонки» в номинации «Лучшая телевизионная программа» на…

  • Смешарики и крякнутые…

    Смешарики и Крякнутые каникулы стали фаворитами Санта-Моники В Калифорнии завершил собственную работу Американский интернациональный кинорынок — один из наибольших в…

  • Касса четверга: «инсургент» первый, на долгое время ли?

    Касса четверга: «Инсургент» первый, на долгое время ли? В первоначальный сутки проката этого уикенда лидерство в русском прокате захватил сиквел фильма «Дивергент»,…

  • «Джентльмены успеха» и «снежная…

    «Снежная королева» и «Джентльмены удачи» Тимура Бекмамбетова: коммерческие возможности В интервью « Фильм Про » один из самых коммерчески…

  • Современный кинематограф: куда уходит детство

    Современный кинематограф: куда уходит детство Уже не первый год многие умы в мире задаются вопросом — куда уходит детство и кем вырастет первое…

  • Павел прилучный: «свадьба — это…

    Павел Прилучный: «Свадьба — это домашняя история, а не пиар-кампания» Актер Павел Прилучный на данный момент находится на пике популярности и снимается сходу в…

  • Кинозалп

    Кинозалп В Российской Федерации начался заявленный президентом Год кино. Что он нам готовит? Как преодолеть заметное отчуждение зрителей от отечественных фильмов? Как…