Станислав говорухин: хуже тинейджеров только критики!»

Станислав Говорухин: Хуже тинейджеров лишь критики!»

Галина Переверзева. Станислав Сергеевич, издание «Мастерство кино», в котором сравнительно не так давно была опубликована рецензия на ваш фильм «Не хлебом единым», желал бы…

Станислав Говорухин. А какое я имею отношение к мастерству кино? Никакого. Вы наблюдали последний выпуск кинословаря?

В том месте моей фамилии нет!

Г. Переверзева. Но какое количество людей, столько и точек зрения…

С. Говорухин. Нет, точек зрения мало. На самом деле вывод одно и вредящее: это в то время, когда под видом «таков публичный вкус» талант выдается за посредственность, а посредственность за талант, в то время, когда то, что не имеет отношения к мастерству, выдается за достижение. Еще Толстой писал: «Всякое фальшивое произведение, восхваленное критиками, — имеется дверь, в которую в тот же час же врываются лицемеры мастерства». Так оно и имеется.

Стоит высоко оценить какую-нибудь муру — не буду произносить ни заглавия, ни фамилии авторов, — как срочно десятки студентов ВГИКа примутся снимать как раз такое же кино.

Г. Переверзева. Фильм «Не хлебом единым» привёл к полярным откликам — от восторженных («Это настоящее кино!») до уничижительных («Как режиссер он «исписался»). Многие недоумевают, для чего заниматься реанимацией соцреализма.

Что вы имеете возможность на это ответить?

С. Говорухин. Ну а что возможно на это ответить? О том, что «Не хлебом единым» не мастерство, говорят кое-какие критики. Имеется такая эстетствующая публика, мною ненавидимая. И имеется публика нынешних кинотеатров — в главном тинейджеры, те, кому такое кино неинтересно. А оно и не должно быть им весьма интересно, потому, что они воспитаны на втором — на американских фильмах и на обезьяньем подражании голливудской продукции. Они ничего не просматривают, не знают и знать не желают.

На них я не рассчитывал. Я рассчитывал на тех зрителей, каковые в кино уже не ходят. Назовем их советскими.

Г. Переверзева. То имеется вы имели в виду так именуемую возрастную аудиторию?

С. Говорухин. Из-за чего возрастную? Имеется и юная, но она все равно совет-ская, к примеру, университетская молодежь. В Киеве я показывал картину в зале на две с половиной тысячи мест, и 60 процентов зрителей составляла молодежь. Это были люди думающие, просматривающие, осознающие мастерство. Приняли они картину восторженно, если не сообщить больше. Ну а, в неспециализированном, что сказать… Я сделал фильм, что должен был провалиться и провалился в кинотеатрах.

Я остался без публики. Посмотрите, вот стоят призы за «Не хлебом единым», но все они от зрительских жюри: выборгский фестиваль «Окно в Европу», челябинское «Новое российское кино», минский «Листопад»… — это те фестивали, где огромную роль играются зрители.

И ничего от критиков. Им подавай лишь «Настройщика», «Гарпастум»… Видите, какая замечательная у меня оказалась картина: на фестивалях я приобретаю награды от зрителей, но никто мое кино наблюдать не будет, поскольку не тот зритель сидит в сегодняшних кинотеатрах. А мой в кинотеатры не ходит, он или кассетку приобретёт, или будет наблюдать по телевизору перебиваемый рекламой фильм…

Г. Переверзева. Значит, вы вычисляете, что тинейджеры не смогут принять вашу картину? Но у вас были «удивительные приключения и Жизнь Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Дети капитана Гранта» — фильмы для детей…

С. Говорухин. Ну сниму я на данный момент таковой же фильм, как «Том Сойер», его наблюдать никто не будет. Нет, тогда дети были другие, а для сегодняшних я ничего сделать не смогу.

Это сломанное поколение. Ими должны заниматься режиссеры-педагоги, люди, каковые чуть старше их, но лишь с верно развёрнутыми мозгами. А я уже собственный дело сделал, для детей кино снял, и оно будет жить продолжительно, продолжительнее, возможно, чем «Место встречи»…

Г.Переверзева. В случае если сказать об данной экранизации, на мой взор, в романе Вайнеров «Эра милосердия» вопросы духовности поставлены более быстро, чем в вашем фильме «Место встречи поменять запрещено»…

С. Говорухин. Верно. Кино имеется кино, оно не подстрочник романа, не то окажется «Золотой теленок», в то время, когда уже с первых серий наблюдать не хочется.

Г. Переверзева. Мне думается, что литературные произведения, по которым вы сняли «Благословите даму» и «Не хлебом единым», уступают вашим фильмам.

С. Говорухин. Вы полностью не правы. Я могу назвать личный пример, в то время, когда фильм был лучше: это «Ворошиловский стрелок». Повесть Пронина «Дама по средам» никто не знает, а вот картина еще будет набирать вес. Повесть же Грековой «Хозяйка гостиницы» мне страшно нравится.

Я уж не говорю про роман Дудинцева… Но, оно ясно, вы смотрите фильм глазами современного человека, сейчас книга Дудинцева воспринимается как производственный роман эры соцреализма и просматривать ее неинтересно, это действительно, но в собственный время чтение было захватывающим. Попытайтесь на данный момент просматривать Жюля Верна — скучно.

Г. Переверзева. Тем не меньше среди множества книг вы выбрали как раз эту. Из-за чего?

С. Говорухин. Откуда я знаю!.. Довольно часто действуешь чисто интуитивно… Да и в большинстве случаев, режиссер может не знать, из-за чего.

Г. Переверзева. В начале работы, возможно. Но разве позже он не отдает себе отчет в том, что двигало им при выборе темы, из-за чего снимал как раз так, а не в противном случае, что желал донести до зрителя?

С. Говорухин. Я делал фильм о стране, которой уже нет, о тех людях, каковые уже не родятся…

Г. Переверзева. А из-за чего о той стране, о тех людях?

С. Говорухин. По причине того, что эту страну я не знаю.

Г. Переверзева. С приходом в политику у вас начался период публицистики — ваши документальные фильмы, острые статьи были вашим ярким творческим откликом на действительность и самым плотным контактом с ней… Вы и сейчас деятельный политик, но в творчестве уходите от современной действительности в прошлое…

С. Говорухин. Документалистикой я занялся пара раньше, это и было началом политической деятельности. Но сейчас я не осознаю, что происходит в стране.

Я человек сомневающийся.

Г. Переверзева. И вы не понимаете, какие конкретно, для кого и для чего на данный момент снимать фильмы?

С. Говорухин. В принципе знаю. Нужно, во-первых, делать фильмы, каковые не отнимали бы у людей жизненные силы. Всем и так не легко. Это не значит, что нужна развлекаловка, но, по завету Пушкина, нужно будить хорошие и добропорядочные эмоции. Помимо этого, нельзя забывать, что кино сейчас, пользуясь фразеологией Владимира Ильича Ленина, так же, как и прежде наиболее значимое из искусств.

Возможно, кроме того архиважное. Так как сейчас юный человек, особенно не сформировавшийся, ищущий себя, все нехорошее и все хорошее приобретает из фильмов. Исходя из этого у режиссера должен быть таковой же девиз, как у доктора: «Не навреди!» А что мы видим по телевизору? Не смотря на то, что бы храбрецов перечислить: менты, преступники, девушки легкого поведения…

Г. Переверзева. А имеете возможность ли вы назвать эталонный фильм, в котором органично соединились бы хорошие, высокая художественность и благородные чувства?

С. Говорухин. «Не хлебом единым»! Я не шучу.

Г. Переверзева. Многие ваши работы — и как сценариста, и как режиссера — были новаторскими в жанровом отношении: «Место встречи поменять запрещено», «Пираты ХХ века», «Десять негритят»… Что для вас ответственнее: мысль либо форма произведения?

С. Говорухин. И мысль, и форма… В случае если сказать о «Не хлебом единым», то на данный момент это новая форма, полностью новое кино по сегодняшним меркам, не смотря на то, что по сути это прекрасно забытое старое. Вот и оператору была поставлена такая задача: давайте сделаем фильм, дабы было чувство, словно бы он не лишь о том времени, но и снят тогда.

Жалко, что мы докатились до того, что публичный вкус был перевернут с ног на голову. Один критик написал что-то наподобие: «Вот посмотрите, какое музыка и хорошее изображение хорошая, как-то Говорухин раньше в таких изысках не был увиден…» Легко данный критик не знает творческую биографию Говорухина. Именно в этих изысках я неизменно и был увиден!

К примеру, целый «Робинзон Крузо» сделан на музыке Вивальди. Картина «Российская Федерация, которую мы утратили» — вся на музыке Б. Чайковского.

Время — лучший критик. Время все расставляет на собственные места. Имеется фильмы нашумевшие, но через два года люди забывают не то что их заглавия, а кроме того и содержание.

И имеется фильмы, каковые с каждым десятилетием набирают мощь, силу, к примеру красивые комедии «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы» — так как оторваться же нереально! Я уж не говорю про такие великие картины, как «Баллада о воине», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Я шагаю по Москве» и т.д. Они с каждым годом становятся лучше и лучше…

Г. Переверзева. А тинейджер будет сейчас наблюдать «Летят журавли»?

С. Говорухин. Нет, само собой разумеется же, нет! Повторяю, это поколение очень сильно покалечено в нравственном отношении.

Г. Переверзева. Что же ожидает нас на следующий день?

С. Говорухин. Нас ожидает страна, в которой на публично-политическую арена выйдут вот эти безграмотные деятели. То имеется они грамотные, но… Вот моя племянница, весьма грамотный человек: пять языков, два института… Но она полностью ущербный человек: не прочла ни одной книжки, лишь книжки.

Г. Переверзева. А в чем же проявляется ее ущербность? Она как-то в противном случае общается, мыслит?

С. Говорухин. В противном случае мыслит, в противном случае поступает… Она инфантильна…

Г. Переверзева. Но для нее так как существуют какие-то собственные ценности?

С. Говорухин. Само собой разумеется. Но люди, в воспитании которых не принимали участия великие духовные педагоги, такие как Лев Толстой, Александр Дюма, Даниель Дефо, Марк Твен, Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Бальзак, Джек Лондон, ущербны по определению.

Так как кто-то должен был им растолковать про преимущество, самоотверженность, благородство… Кто, где, в каких фильмах, в какой сегодняшней школе имел возможность им это растолковать?

Г. Переверзева. Станислав Сергеевич, разве на данный момент не второе время? Век высоких разработок, общей компьютеризации, стремительных перелетов, стремительного перемещения, оценок и моментальных решений… А книга требует вдумчивого погружения, неторопливого вживания в текст, личностного общения с автором, фактически времени наконец.

С. Говорухин. Да нет, на данный момент многие тратят массу времени на какую-нибудь компьютерную игрушку, роются вечно в этом Интернете, заняты неизвестно чем. Лечить их в далеком прошлом пора, имеется явные симптомы заболевания.

А книга возвратится.

Но на данный момент, не обращая внимания на высокие разработки, мы во многих смыслах откатились в каменный век. Поведаю вам случай. Просматриваю в латвийской газете: министр культуры Латвии, юная женщина, только что возвратилась из Тбилиси, куда ездила с делегацией.

Говорит: «Ой, поверьте, они отстали от нас лет на сто!» В чем же? «Воображаете, мы летели в вертолете, и в вертолете не выяснилось наушников!» Поразмыслить лишь! Женщина не увидела тысячелетней культуры! Она кроме того не подозревает, что культура и технический прогресс — это совсем различные вещи! Грузинский кинематограф повлиял на всю мировую культуру.

Вот кто таковой Кустурица? Я его до сих пор не осознаю. Да, его фильмы мне нравятся, но в то время, когда я их наблюдаю, то говорю: «Какой же это Кустурица?

Это ранний Иоселиани!» Все, что на данный момент восхищает в кинематографе Кустурицы, показалось еще раньше в картинах Иоселиани, в блистательных грузинских короткометражках. Благодаря грузинскому кинематографу люди осознали, что без юмора нет настоящего мастерства. В случае если в фильме негде улыбнуться, какое же это мастерство?!

Где у Сокурова возможно улыбнуться? Я сначала не желал снимать «Не хлебом единым» — меня мучило то, что в том месте нет юмора.

И вот, присутствуя на нескольких просмотрах, я заметил, что люди ржут, как словно бы это комедия.

Г. Переверзева. Над чем же они смеются? Вы нашли этому объяснение?

Я осознаю — улыбнуться, но смеяться…

С. Говорухин. Начинают смеяться с того момента, в то время, когда храбрец Сухорукова информирует, что его переводят в Москву, а домработница задаёт вопросы: «А меня вы заберёте с собой?», на что он отвечает: «Кто же без тебя нас в Москву-то разрешит войти!» Над каждой фразой Петренко смеются, над каждым его перемещением… Это реакция зала. И весьма жалко, что в то время, когда фильм отправится по телевизору, ни-кто не улыбнется, по причине того, что это вероятно лишь в кинозале.

Фильм утратит две трети собственного очарования. Искусства не возможно без юмора. Фильмы Данелии «Я шагаю по Москве», «Осенний марафон» — не комедии, но неизменно смешно. Вот чему научило мир грузинское кино! А для критиков показатель мастерства — это в то время, когда скучно. Критики — сломанная публика.

Хуже тинейджеров лишь критики!

Г. Переверзева. Станислав Сергеевич, а какие конкретно из современных отечественных фильмов пришлись вам по душе? Имеется такие?

С. Говорухин. «Коктебель» хороший фильм. Мне понравилась «Прогулка» Преподавателя. Но по большому счету… Это же трагедия — то, что происходит у нас в мастерстве! В случае если бы я преподавал, я бы сообщил студентам: «Имеется вещи, каковые в мастерстве запрещено». Запрещено, к примеру, снимать псов в клетках, которых на следующий день пошлют на мыловарню, нельзя рассматривать их крупным планом.

Да, это приведёт к жутким слезам, жалость, таковой эпизод ни при каких обстоятельствах не забудешь, но — запрещено! У Киры Муратовой имеется таковой эпизод. Я плюнул и вышел из зала.

А имеется кино легко вредное. Вот сериал «Бригада» — вредное кино. Но, боже мой, это легко грандиозное кино. Как оно сделано!

Я позавидовал мастерству режиссера белой завистью.

Г. Переверзева. В одном из ваших интервью я прочла: «Мне принципиально важно, дабы было прекрасно приготовлено и красиво подано. Я ни при каких обстоятельствах не ем ничего нужного, ем лишь вкусное». Возможно, в случае если теми же словами сказать о вашем опытном вкусе и о требованиях, каковые вы предъявляете к произведению искусства, то «прекрасно приготовлено» — это хороший, крепкий сценарий, а «красиво подано» — художественно решенный визуальный последовательность…

С. Говорухин. Верно сообщено. Продукт должен быть хороший, но приготовить вкусно может не любой.

Г. Переверзева. Вы имеете возможность?

С. Говорухин. Я могу.

Интервью ведет Галина Переверзева

8 Способов, Которыми Правительство Осуществляет контроль Поведение Человека


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме:

  • Режиссер возможно лишь главным

    Режиссер возможно лишь главным Юбилеи людей известных неизменно пристально отслеживаются. Исходя из этого, в то время, когда определил о наступающем 8 марта 60-летии…

  • Станислав садальский: «в случае если я…

    Станислав Садальский: «В случае если я поведаю все, что знаю о сотрудниках, мало никому не покажется» Он занимает в шоу-бизнесе особенное место: с одной стороны, его…

  • Последнее интервью

    Последнее интервью 24 апреля в Москве на 75-ом году судьбы умер автор Аркадий Вайнер. Аркадий Александрович Вайнер появился в Москве…

  • Как содерберг критиков напугал

    Как Содерберг критиков напугал Представленный на Венецианском кинофестивале новый фильм Стивена Содерберга «Заражение», что в октябре выходит и на…

  • Джейми белл: «тинтин таковой, каким я лишь желал бы быть»

    Джейми Белл: «Тинтин таковой, каким я лишь желал бы быть» Юный начинающий актёр Джейми Белл начал с ключевой роли в картине «Билли Элиот» о юноше,…

  • Анна ковальчук: «нужно лишь обучиться ожидать»

    Анна Ковальчук: «Нужно лишь обучиться ожидать» Ее отношение к профессии выбивается из привычного представления об актерах. Анна Ковальчук не ищет славы,…

  • Александру домогарову — 50!

    Александру Домогарову — 50! Актер, сыгравший десятки ролей в кино и театре, заслуженый артист России, согласился обозревателю «Панорамы ТВ», что опасается…

  • Алексей воробьев: «надеюсь, я искупил собственные грехи»

    Алексей Воробьев: «Надеюсь, я искупил собственные грехи» Он появился мертвым из-за халатности докторов и чуть не погиб в важной аварии. Будущее хранит…