Мастер и маргарита: эффект сепии

Мастер и Маргарита: эффект сепии

Канал «Российская Федерация» 19 декабря выпустил на фильм и экраны «Мастер и Маргарита», снятый в рекордно маленькие сроки режиссером Владимиром Бортко по культовой книге Михаила Афанасьевича Булгакова. В действительности, съемки «Мастера и Маргариты» в сериальном формате с последующим выходом в предновогодний период — это практически беспроигрышный вариант для канала «Российская Федерация» вырваться вперед в нескончаемой гонке сериалов.

По словам Антона Златопольского, председателя совета директоров канала, бюджет картины составил более 5 миллионов долларов. Канал вычисляет «Мастера и Маргариту» своим главным проектом за целый 2005 год. Разумеется, снять фильм нужно было максимально совершенно верно и прекрасно.

Режиссер Владимир Бортко, узнаваемый безукоризненной экранизацией «Собачьего сердца», весьма аккуратно отнесся к тексту. Быть может, через чур аккуратно. Мелкие странности Перед режиссером (и по совместительству — сценаристом) находились две противоположные задачи. Во-первых, требовалось снять фильм так, дабы его восприняли широкие веса читателей.

Во-вторых, режиссер — это не машина для дословной экранизации, он обязан творить. И он сотворил. Бортко придумал достаточно умный движение — он фактически без трансформаций положил канонический текст романа на личный визуальный последовательность, делающий Москву Булгакова конкретной, выпуклой. К примеру, фактически совершенно верно известно время происходящих в фильме событий — наверное, это 1934-1935 годы.

Тут нужно подчернуть, что критики шепетильно изучили хронологию романа и, исходя из датировки церковных праздничных дней, с громадной долей уверенности возможно утверждать, что в книге речь заходит о мае 1929 года. У Бортко, как видно, было собственный вывод о времени, в то время, когда разворачиваются события «Мастера и Маргариты». Видение режиссера кроме того вводит пара характерных штрихов времени, которое зритель воспримет как эру ужасного тридцать седьмого. Тут ему приходится отступать от текста.

Так, Бортко вводит в повествование трудящегося на органы «человека во френче», заменяет узнаваемые Соловки, куда нужно упечь Канта, на абстрактные «лагеря», приказывает от имени финдиректора «Варьете» Римского Варенухе отнести папку с документами в НКВД, и вешает в том же «Варьете» плакат с надписью «Пятилетку за 4 года». К слову сообщить, первая пятилетка длилась с октября 1929 по 1934 год, другими словами в книге для того чтобы плаката быть не имело возможности.

Иешуа Роль Христа — это практически неподъемная ноша для любого актера. Отождествить с собою то, что большая часть зрителей вычисляет самым ярким, что имеется в их душе — задача непростая. Она тем более невыполнима, в случае если зрители знали тебя как Сашу Белого из «Бригады». В случае если все это отыскать в памяти перед тем, как начнется фильм, то по окончании возможно будет констатировать — Сергей Безруков сделал неосуществимое.

Не обращая внимания на то, что принимать его как Христа достаточно сложно, Безруков добился намека на беспомощную добродетель — что и требуется от евангельской истории. По большому счету говоря, Безруков все чаще берется за роли сверхсложные. Сыграв Есенина, он взялся за Иешуа. А следующая роль Безрукова — Пушкин. Не больше и не меньше.

Но, запрещено так как заявить, что Иисуса Христа кто-либо сыграл неубедительно — эта роль, как никакая вторая, разрешает актеру раскрыться полностью, продемонстрировать собственную душу. К сожалению, имеется подозрение, что души Саши Белого и Иешуа Га-Ноцри не смогут ужиться в теле одного артиста. Воланд Раздельно хотелось бы поболтать и о Воланде. Многие зрители по окончании просмотра первых же серий «Мастера и Маргариты» задались вопросом — а как выглядит сатана в целом и Воланд в частности?

Вправду, логически растолковать, отчего Олег Басилашвили получил роль сатаны, не представляется вероятным. Откроем книгу и отыщем в том месте описание доктора наук тёмной волшебстве Воланда: «Раньше всего: ни на какую ногу обрисовываемый не хромал, и росту был не мелкого и не огромного, а просто большого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые.

Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с тёмным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним.

Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз тёмный, левый почему-то зеленый. Брови тёмные, но одна выше второй. Словом — чужестранец». Вряд ли стоит сказать, что на персонажа Басилашвили указанный субъект мало похож — костюм у Воланда в новом прочтении тёмный, по виду ему никак не дашь лет сорока (скорее 60-65), да и Басилашвили в далеком прошлом уж не брюнет.

К слову сообщить, лихо заломленного серого берета при нем также не отмечается. Быть может, разгадка содержится в том, что для успешного выступления в роли Воланда нужно иметь сценический опыт общения с силами зла. У Олега Басилашвили данный опыт имеется в избытке — он очень ярко сыграл адского пенсионера в фильме «Яды, либо Глобальная история отравлений».

Иначе, изначально роль Воланда предлагалась второму Олегу — Янковскому. Действительно, неизвестно, как бы он сыграл гордого духа. Думается, для того чтобы Воланда направляться все же вычислять творческой находкой режиссера, поскольку Басилашвили придает определенный колорит всему действу — колорит, хороший от булгаковского повествования. Отсутствие чувств у Воланда в исполнении Басилашвили вытягивает самое провальное, что имеется в фильме — диалоги.

Люди у Булгакова говорят не смотря на то, что и экспрессивно, но все же как по-писаному; без характерных персонажей, совершенно верно отмеряющих интонации, наблюдать «Мастера и Маргариту» было бы нереально, по причине того, что в простой судьбе так не говорят, а фильм снят как раз в бытовом жанре. Солидный Басилашвили, так, играет роль стабилизатора всего действия, выручая его в напряженные моменты и руководя им. Понтий Пилат Пятый прокуратор Иудеи Пилат Понтийский с самого начала озадачивает.

Ожидая заметить наездника Золотое Копье, зритель воображает себе поджарого мужчину лет сорока, этакого боевого генерала, не променявшего до конца запах смерти на административную работу. Но Пилата играется Кирилл Лавров — с каждой минутой убеждая, что Пилат умудрен судьбой, и от бойцовского его духа осталась лишь смертоносное ехидство и несгибаемая воля.

Его Пилат похож скорее на язвительного преподавателя математики, что не по воле ужасной заболевании гемикрании ведет необычные беседы с арестованным, а в полной мере сознательно пробует применять Иешуа как пешку в борьбе за власть с первосвященником Каифой. Но, и у седовласого Пилата имеется недочёт — в частности то, что его, другими словами Кирилла Лаврова, может убедить в превосходстве вселенского хороша над властью кесаря любой ершалаимский бродяга. Пилат Лаврова бессознательно ищет хороша.

Пилат Булгакова искал только пользы для себя и освобождения от боли. Бортко говорил в собственных интервью, что сознательно сделал для того чтобы Пилата, поскольку убеждения 80-летнего человека значительно сложнее перечеркнуть, чем сорокалетнего. В роли Пилата, в отличие от Иешуа и Воланда, сверхзадачи нет — нужно лишь выбрать, хороший ли Пилат либо плохой.

У Булгакова губитель Пилат «скалит желтые зубы», у него больные, «мертвые» глаза, он криво усмехается, у него желтоватые бритые щеки: он вправду лично выручал Крысобоя, а не руководил с бугра. Пожалуй, Вручения Оскара необходимо дать этому фильму за роль Пилата — переосмысление поступков ожесточённого тирана. Второй замысел Роли второго замысла все как на подбор очень способны.

К примеру, поэт Иван Бесприютный оказался как живой — экспрессия Владислава Галкина не отпускает от себя ни на секунду. Бесприютный, гаркнувший «Дура! Вульф ни в чем не виноват»; Бесприютный, извивающийся на руках у санитаров; Бесприютный, сползающий по стенке при виде штурмующего трамвай кота — очень способен.

Не отстает от Бесприютного и Илья Олейников в роли финдиректора «Варьете» — поиски Степы Лиходеева в полной мере укладываются в формат любимого зрителями «Города», а от Олейникова нечайно ожидаешь шутки и смеешься, видя его важное лицо с насупленными бровями. Превосходно оказались и Азазелло, и Коровьев, и кот. Вся свита была хороша и выглядит практически равно как и обязана.

Действительно, кое-какие господа уже раскритиковали в пух и прах кота, забыв о том, что в других постановках кота игрался загримированный (!) под кота человек. Актеры с маленькими ролями все как на подбор играются блистательно, причем их игра в силу размеров роли не успевает наскучить. Гонки на выживание В последние два-три сезона директора русских каналов были вынуждены без шуток пересмотреть собственный отношение к будничному эфиру.

Русский зритель совсем утратил интерес к бразильским «фабрикам слез», предпочитая им продукт местного производства. Стремительнее вторых ветер изменений почувствовали на национальном телевидении — и победили. Запустив в прошедшем сезоне «Излечение любовью» и «Кармелиту», канал «Российская Федерация» в первый раз смог обойти в рейтингах «Первый канал».

Сейчас отечественное «мыло» идет в прайм-тайм по всем каналам. Но не везде удачно. Как выяснилось, одной лишь фразой «снято на Мосфильме» зрителей не собрать. На русском телевидении сериалы показались не сейчас — их снимали еще задолго до легендарной «Рабыни Изауры».

Но тогда отечественное «мыло» заворачивалось в совсем другую упаковку. Отечественные сериалы пробовали продемонстрировать глубину характера храбреца, посмотреть в его внутренний мир а также обнаружили в том месте гражданская обязанность (в случае если, само собой разумеется, храбрец хороший). Бразильские сериалы сняты в противном случае: больше слёз и роскоши, и никакой правды характера. До тех пор пока на русском телевидении большая часть сериалов следуют советским примерам.

Но, как показывают рейтинги, русским телезрителям они не весьма нравятся. Характерен случай с «Адъютантами любви», каковые в этом сезоне запустил «Первый канал». До тех пор пока продюсеры снимали качественное историческое кино — зритель отказывался его наблюдать.

Но стоило изъять из фильма историческую линию и сосредоточиться на амурной коллизии — и рейтинги поползли вверх. По тому же рецепту был снят самый популярный проект последних 14 дней в стране — украинский сериал «За все тебя благодарю». Согласно данным TSN Gallup Media, 15 декабря его видело практически 18 процентов россиян, наряду с этим на протяжении показа ленты на «Первый канал» было настроено 40 процентов телеприемников.

В сериале было все, что положено полноценной бразильской «слезовыжималке» — бедная, но благородная служанка, увлеченный ею богатый хозяин, слезы и бесконечные козни. Последняя серия 12-серийного фильма «За все тебя благодарю» была продемонстрирована 19 декабря — в сутки премьеры на «Маргариты и» «второй кнопке Мастера».

Еще до премьеры экранизации самой известной книги Михаила Булгакова телекритики давали предупреждение — от того, какой сериал сумеет привлечь больше зрителей, зависит будущее русского телевидения. В случае если победит «За все тебя благодарю», значит, ничего хорошего от русского телевидения возможно уже и не ожидать. Во вторник TSN Gallup Media опубликовало результаты собственных замеров — и все набрались воздуха с облегчением.

Первые две серии фильма «Мастера и Маргариты» взглянул каждый третий москвич, причем на протяжении показа экранизации бессмертного романа на «Россию» было настроено более половины включенных приемников (60 процентов). А в среду стали известны общероссийские рейтинги. Они были скромнее столичных: сериал видели 25 процентов россиян, на «вторую кнопку» было настроено чуть меньше половины телеприемников. Но кроме того с этими результатами «Мастер и Маргарита» воспринимается как успех.

Причем, не только ВГТРК, а всего русского телевидения. Сейчас возможно кроме того не сомневаться — хорошее кино не провалится сквозь землю с русских каналов. Заключение Фильм снят в манере, принесшей «Собачьему сердцу» известность — стилизации под архивные фотографии, «сепию».

Так режиссер прокладывает мостик между эпохой телеканала и эпохой Булгакова «Российская Федерация» с его рейтингами. Время от времени на экране появляются краски — и тогда делается заметна игра актеров, а эффекты не кажутся такими убедительными. Эффект сепии возвращает в те времена, в то время, когда сериалы назывались многосерийными фильмами и собирали огромные веса думающей публики.

Он возвращает зрителей в том направлении, где хорошие произведения не потребовали интенсивной рекламной кампании. И, само собой разумеется, он заставляет сохранять надежду, что любая новая серия будет значительно лучше. Александр Амзин, Андрей Ломкин

МАСТЕР и МАРГАРИТА по М.А. Бклгакову. 2005г.серии 1,2,3,4,5


Записи каковые требуют Вашего внимания:

Подобранные по важим запросам, статьи по теме: