25 мая исполнилось бы 70 лет очень способному актеру.
За собственную жизнь он так и не взял ни одного официального звания, но по окончании его смерти остались прекрасные фильмы с участием Олега Ивановича и любовь зрителей к нему.
Как и все послевоенные мальчишки, он грезил стать летчиком либо моряком, но в восьмом классе прочёл «Храбреца отечественного времени», и грезы приняли совсем другой поворот – Олег решил стать актером, дабы когда-нибудь сыграть Печорина.
Лишние люди
Необычная фантазия для ребёнка из среднестатистической советской семьи (папа – инженер, мать – учительница), жившей в Люблино, в то время еще пригороде Москвы. Растолковать ее возможно одним: уже тогда Олег осознал, что лишь через этого храбреца он сможет поведать миру о себе – таком необычном, не похожем на вторых, чрезмерно гордом, честолюбивом и таком хрупком и ранимом. Он рано почувствовал собственную исключительность, которая стала его счастьем и в один момент проклятием.
Она дарила ему восхищение творчества, парение духа, накал страстей и лишала вторых эйфорий – любви к людям, сострадания, желания и умения прощать, загоняла в вакуум депрессий и одиночества. Только с одним человеком он был на равных – с Печориным. В их связи было что-то мистическое: Лермонтов закончил работу над «Храбрецом отечественного времени» именно в те же годы, в то время, когда появился Олег Даль, лишь с отличием в век.
Третьей и, по сути, единственной женой Даля станет Елизавета Апраксина – внучка легендарного критика Бориса Эйхенбаума, одного из лучших в мире учителя творчества Ираклия и знатоков Лермонтова Андроникова, написавшего пара книг о поэте.
А также оценки, каковые давали им современники, совпадали. В начале 1980-х Олег Даль, в то время артист Театра на Малой Бронной, взял две долгожданные главные роли в пьесах Эдуарда Радзинского – «Продолжение “Дон Жуана”» в постановке Эфроса и «Лунин, либо Смерть Жака» режиссера Дунаева. Начал репетиции вдохновенно, увлечённо, играл на грани остановки сердца.
Осветители, засмотревшись, забывали о собственной работе… Но незадолго до премьеры он отказался от ролей и ушел из театра без объяснения обстоятельств. Но обстоятельства были, о них он поведает жене: сперва Эфрос, никого не предотвратив, уехал в Соединенных Штатах, а позже между репетициями Даль заметит, что Дунаев… зевает – ему скучно и хочется к себе. «Я так не могу», – сообщит Олег, хороня надежду подкрепить делом собственную славу очень способного театрального артиста, не смотря на то, что до этого у него не было ни одной ключевой роли. Управление было в шоке, расценив его демарш как трусость, и лишь Радзинский усмотрел в этом бегстве романтические обстоятельства: Даль болен самым красивым из всех недугов – манией совершенства.
Его мечта исполнится в 1975 году – Анатолий Эфрос пригласит Даля на ключевую роль в собственный телеспектакль «По страницам издания Печорина». В то время, когда работа близилась к концу, в ежедневнике актера показалась запись: «Не так долго осталось ждать закончу изображать Печорина у Эфроса. Об этом грезил (о Печорине), а оказалось ли, сбылось ли?
До тех пор пока – неудовлетворение…» Все оказалось и все сбылось, Анатолий Эфрос так вспоминал первые 60 секунд по окончании премьеры: «Превосходно было, в то время, когда Даль – хороший. Либо в то время, когда он радостен. Это были редкие, но весьма утепленные моменты.