Олег Даль: инородный артист
25 мая исполнилось бы 70 лет очень способному актеру.
За собственную жизнь он так и не взял ни одного официального звания, но по окончании его смерти остались прекрасные фильмы с участием Олега Ивановича и любовь зрителей к нему.
Как и все послевоенные мальчишки, он грезил стать летчиком либо моряком, но в восьмом классе прочёл «Храбреца отечественного времени», и грезы приняли совсем другой поворот – Олег решил стать актером, дабы когда-нибудь сыграть Печорина.
Лишние люди
Необычная фантазия для ребёнка из среднестатистической советской семьи (папа – инженер, мать – учительница), жившей в Люблино, в то время еще пригороде Москвы. Растолковать ее возможно одним: уже тогда Олег осознал, что лишь через этого храбреца он сможет поведать миру о себе – таком необычном, не похожем на вторых, чрезмерно гордом, честолюбивом и таком хрупком и ранимом. Он рано почувствовал собственную исключительность, которая стала его счастьем и в один момент проклятием.
Она дарила ему восхищение творчества, парение духа, накал страстей и лишала вторых эйфорий – любви к людям, сострадания, желания и умения прощать, загоняла в вакуум депрессий и одиночества. Только с одним человеком он был на равных – с Печориным. В их связи было что-то мистическое: Лермонтов закончил работу над «Храбрецом отечественного времени» именно в те же годы, в то время, когда появился Олег Даль, лишь с отличием в век.
Третьей и, по сути, единственной женой Даля станет Елизавета Апраксина – внучка легендарного критика Бориса Эйхенбаума, одного из лучших в мире учителя творчества Ираклия и знатоков Лермонтова Андроникова, написавшего пара книг о поэте.
А также оценки, каковые давали им современники, совпадали. В начале 1980-х Олег Даль, в то время артист Театра на Малой Бронной, взял две долгожданные главные роли в пьесах Эдуарда Радзинского – «Продолжение “Дон Жуана”» в постановке Эфроса и «Лунин, либо Смерть Жака» режиссера Дунаева. Начал репетиции вдохновенно, увлечённо, играл на грани остановки сердца.
Осветители, засмотревшись, забывали о собственной работе… Но незадолго до премьеры он отказался от ролей и ушел из театра без объяснения обстоятельств. Но обстоятельства были, о них он поведает жене: сперва Эфрос, никого не предотвратив, уехал в Соединенных Штатах, а позже между репетициями Даль заметит, что Дунаев… зевает – ему скучно и хочется к себе. «Я так не могу», – сообщит Олег, хороня надежду подкрепить делом собственную славу очень способного театрального артиста, не смотря на то, что до этого у него не было ни одной ключевой роли. Управление было в шоке, расценив его демарш как трусость, и лишь Радзинский усмотрел в этом бегстве романтические обстоятельства: Даль болен самым красивым из всех недугов – манией совершенства.
Его мечта исполнится в 1975 году – Анатолий Эфрос пригласит Даля на ключевую роль в собственный телеспектакль «По страницам издания Печорина». В то время, когда работа близилась к концу, в ежедневнике актера показалась запись: «Не так долго осталось ждать закончу изображать Печорина у Эфроса. Об этом грезил (о Печорине), а оказалось ли, сбылось ли?
До тех пор пока – неудовлетворение…» Все оказалось и все сбылось, Анатолий Эфрос так вспоминал первые 60 секунд по окончании премьеры: «Превосходно было, в то время, когда Даль – хороший. Либо в то время, когда он радостен. Это были редкие, но весьма утепленные моменты.
В то время, когда окончился просмотр, Ираклий Андроников Олега весьма хвалил, и Даль был радостен. Он практически искрился, начал говорить что-то нежное мне и вторым, глаза светились…»
В том же 75-м режиссер Виталий Мельников начнет работу над фильмом «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота». Даль был уверен, что его пригласят на ключевую роль, – он был знаком с Вампиловым, грезил сыграть Зилова. Но режиссер молчал, а напоминать о себе Олег вычислял унизительным.
Пробы шли два года, но съемки не начинались – не было главного храбреца. в один раз в ресторане Дома творчества под Ленинградом изрядно подвыпивший Даль поднялся и, ни к кому конкретно не обращаясь, объявил, что в СССР имеется лишь один артист, талантливый сыграть Зилова, – Олег Даль. Столь откровенный крик отчаяния был для него, скрытного и самолюбивого, полностью нехарактерен, а потому, по всей видимости, столь действенен.
Через пара дней в квартире Даля раздался звонок – Олега утвердили на роль не без проб. Актер был в отъезде, Лиза опасалась ему звонить – знала, что откажется, через чур продолжительно было нужно ожидать. И была права – отказался категорически.
И все же Мельникову удалось уговорить актера.
Сорокаминутная пламенная обращение режиссера о том, что лишь он может сыграть Зилова и никто второй, сделала свое: Лиза получила приказ собирать вещи для отъезда в Петрозаводск на съемки. Зилов, по сути собственной Печорин эры развитого социализма, оказался у Даля блестяще.
Все, кто знал Даля хоть какое количество-нибудь близко, говорили о его максимализме в работе. Мастерство в самом высоком и самом чистом понимании – рвение к этому идеалу – превратилось для артиста в бег за горизонтом. Он уходил из театров – «Современника», ленинградского «Ленкома», Театра на Малой Бронной, Малого театра, – все сохранял надежду, что в другом будет лучше, честнее, полнее… Он отказывался от ролей, заведомо выигрышных, суливших славу, звания, деньги, – не имел возможности пойти на компромисс.
Даль отказался от роли Жени Лукашина в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова, по причине того, что казался себе через чур «моложавым и смазливым» для правды образа. Леонид Гайдай пригласил Даля на роль Хлестакова в собственную экранизацию «Ревизора» «Инкогнито из Санкт-Петербурга». О таком предложении Олег сказал: «Сыграть – и погибнуть». Но по окончании первых же проб отказался из-за принципиального несогласия с режиссером: Гайдай планировал снимать водевиль, а этопо мнению Даля, катастрофа.
Из аналогичных эпизодов соткана вся творческая биография актера. Он вправду искал совершенство.
Радостная Лиза
И не только в мастерстве. Даля обожали дамы без упрочнений с его стороны и без признательности за обожание. В этом также видится сходство с Печориным.
Они летели к нему как бабочки на свет, не осознавая, сколь страшно это свечение. Невостребованный гений, очень сильно выпивающий, «инородный артист» (так он сам себя именовал, не удостоившись ни единого звания) – через чур страшный арсенал, дабы не сдетонировать от мельчайшей житейской неувязки. Обожать для того чтобы мужа, причем чем дальше, тем все посильнее и глубже, имела возможность лишь дама, подобная ангелу.
Они познакомились на съемках «Короля Лира» Григория Козинцева, где Даль гениально сыграл Шута, а Лиза трудилась монтажером.
До этого Олег был два раза женат: один сутки на Нине Дорошиной
и полгода на Татьяне Лавровой.
Лиза Апраксина также побывала замужем за режиссером Леонидом Квихинидзе («Соломенная шляпка», «Мэри Поппинс, до свидания»), позже за ней заботился Иосиф Бродский, на момент знакомства с Далем у нее был роман с Сергеем Довлатовым. Олег покажется ей занимательным, не более того, с желтым ежиком волос, чуть отросших по окончании съемок, узкий, незащищенный…
Настоящее чувство придет позднее, вопреки его беспросветному пьянству, дебошам, иногда с рукоприкладством, вечному недовольству всем и вся, безденежью, взлётам и срывам настроения… По окончании свадьбы Даль сообщит ей, что она принесет киноискусству больше пользы, в случае если уволится с работы и будет заботиться за ним. Она уволится, начнёт стирать, убирать, готовить, ездить с ним на съемки, лечить от запоев. Несколько раз Лиза не выдерживала, и они расставались, но ненадолго — Олег «зашивался» препаратами, каковые Высоцкому и ему Марина Влади привозила из Франции.
В такие периоды он становился для Лизы лучшим из людей. И еще она поддерживала мужа во всех начинаниях: то он отправится обучаться на режиссера, дабы не зависеть от бездарей, то преподавать во ВГИК, дабы не задохнуться от переполнявших знаний и мыслей об мастерстве. А позже терпела его ожесточённые депрессии, потому как эти благие порывы оставались лишь порывами, без продолжения… Но, вопреки всему, Елизавета Даль до конца своей жизни будет вычислять себя радостной – в ее судьбы были одиннадцать лет, каковые она совершила рядом с Олегом.
Как-то она согласилась, что имела возможность предугадать любое его желание, досконально знала его привычки и уязвимые места, но что за человек таковой Олег Даль, она так и не осознала. «Наверное,» он и сам не осознал, для чего пришел в данный мир, где его место и в чем его счастье.
… Даль погиб от остановки сердца 3 марта 1981 года. Лиза скончалась 20 мая 2003 года – негромко, во сне.
Похоронили ее рядом с супругом на Ваганьковском кладбище.
Сергей Амроян
Имеется лишь миг ОЛЕГ ДАЛЬ (Почва Санникова).mp4
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Что наблюдать на выходных, 12–14 сентября
- Александр наумов, «двойная целая»…
- Иллюзия справедливости
- О чем взгрустнула пугачева
- «Петля нестерова»: создатели и актёры сериала о съемках
- Михалков готов к премьере «цитадели»
- Агата муцениеце и павел прилучный стали парой года
- «Прогулка»: как джозеф гордон-левитт…
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Олег даль: его сгубила мания совершенства
Олег Даль: его сгубила мания совершенства 3 марта 1981 года, другими словами 30 лет назад, погиб Олег Даль – один из самых знаменитых советских актеров, что за…
-
На съемки «семнадцати мгновений…
На съемки «Семнадцати мгновений весны» Броневого увезли со свадьбы 17 декабря Леониду Броневому исполняется 80 лет. Незадолго до юбилея актер был удостоен…
-
Олег ефремов: одиночество гения
Олег Ефремов: одиночество гения 1 октября режиссёру и выдающемуся актёру, заслуженый артисту СССР Олегу Ефремову исполнилось бы 85 лет. К сожалению, его…
-
«Если вы не видели актера в театре…
«Если вы не видели актера в театре, вы ничего о нем не понимаете» 14 октября 2001 года: Гостеприимная сцена Российского Отвлечённого Молодежного театра…
-
Актер олег басилашвили: в мхат меня не забрали по посредственности
Актер Олег Басилашвили: В МХАТ меня не забрали по посредственности В Санкт-Петербурге сравнительно не так давно завершились торжества по случаю 90-летия Громадного драмтеатра…
-
Любовь тихомирова: не могу без театра, и не могу без кино!
Любовь Тихомирова: Не могу без театра, и не могу без кино! Напряженный график работы у артистов — съемки, пьесы… И вот, наконец, мы смогли…
-
Олег янковский: великий сказочник
Олег Янковский: великий сказочник Олега Янковского именуют счастливчиком. И не напрасно. Одно его поступление в театральное училище чего стоит: как-то летним…
-
Женщина с характером
Женщина с характером Она легко берет диапазон от Гонерильи до Фрекен Жюли, от Двойры в «Закате» до Анны Андреевны в «Хлестакове». Юля хорошая…