Савелий Крамаров. Печальный шут.
Имя Савелия Крамарова стало легендой еще при жизни. Но внезапно стало известно, что официально для того чтобы актера… не существует. Это в то время, когда он уехал из страны. Люди, вырезавшие его имя из титров, не решились класть на полку фильмы с его участием — так они были популярны.
В те годы многие уезжали. Официальные власти старались «забыть отщепенцев», плевали им вслед газетными пасквилями. Так, в одной из центральных газет показалась ёрническая статья «Савелий в джинсах». Но спустя практически десять лет Савелий Крамаров возвратился. Снялся в нескольких фильмах, дал обещание оказаться в Москве чаще и… погиб. А мы так и не определили, каким же он был, Савелий Крамаров. Столичный юрист Виктор Крамаров был человеком хорошим и одержимым жаждой оказать помощь полностью всем.
Виктор Савельевич писал научную работу о суде шариата в Чечне и чем дальше входил в собственных изысканиях, тем острее ощущал жестокость и фальшь правящей власти. У него была юная супруга Бася и мелкий сын Савелий, которых он обожал. Переживал, что у сына нашли утолщение века одного глаза.
Обращался к докторам, но никто из них не брался оказать помощь.
В конце 30-х годов Виктора Савельевича арестовали. В ссылке он погиб. Все эти годы мелкий Савелий систематично писал отцу письма. В школе он обучался не хорошо, смешил одноклассников, уходил с уроков, дрался. В первый раз он ударил какого-либо мальчишку за то, что тот обозвал его «косым». Но по-настоящему Савелия зауважали по окончании того, как он ринулся сходу на троих. Больше всего мальчик обожал кино. Любимым его артистом стал Петр Алейников.
Но сам об актерской карьере он тогда не помышлял. Савелий грезил стать юристом, как отец. Но в соответствующие институты детей «врагов народа» не брали. И он поступил в Лесотехнический.
Параллельно с учебой подрабатывал, разгружая вагоны с овощами. В то время, когда Крамаров выяснил, что при ЦДРИ начинается прием в эстрадную студию, то записался в нее одним из первых и скоро начинал на сцене с примитивным, но весьма забавным номером — «Передвижение рояля». Актер брался то за одну, то за другую ножку, в муках строил мины, в изнеможении падал, отдыхал, взобравшись на рояль.
Жил Савелий в коммуналке на 2-й Мещанской улице, еле-еле выживал и был должен сдавать угол в собственной же комнате. Обожал дам. И, что весьма интересно, они его также обожали. Первой женой Савелия стала его поклонница — миловидная женщина Люда: она согласилась, что ее весьма рассмешил номер с роялем.
Но их брак продолжался совсем недолго. Крамаров с головой ушел в работу. Он подготовил для чтения на эстраде милый рассказ Шукшина «Ваня, как ты тут?». С этим номером показался в Театре миниатюр и после этого с концертной бригадой объездил полстраны. Тогда же в жизни Крамарова показалось и кино.
Помог случай. На военных сборах от университета Савелий познакомился со студентами-вгиковцами, а с одним из них, Алексеем Салтыковым, кроме того подружился. В то время, когда спустя пара лет Салтыков совместно с Юрием Чулюкиным снимал короткометражку «Парни с отечественного двора», то на роль Васьки Старого пригласил Крамарова.
А скоро в его жизни показалась Маша. Она была архитектором. Савелий нравился ей собственной наивностью и чистотой, увлеченностью любимым делом. Они стали жить совместно. Маше нравилось, что Савелий без шуток беспокоился о собственном здоровье, увлекался хатха-йогой, не выпивал, не курил, ел пищу без соли, без острых подлив, ложился дремать строго по заведенному расписанию. Первой успешной ролью Савелия Крамарова в кино стал хулиган Пимен в фильме «Приятель мой, Колька!».
Затем Крамарова стали приглашать узнаваемые режиссеры. А по окончании успеха в «Неуловимых мстителях» он стал смешнейшим артистом советского кино. В обиход кроме того вошла фраза «А на протяжении дороги мертвые с косами стоят… И — тишина!». Предложения посыпались одно за вторым. Не успевал он отсняться в одной ленте, как на экран уже выходила вторая.
Крамаров кроме того начал отказываться от некоторых, на его взор, недостойных приглашений. (Позже забыть обиду себе не имел возможности, что потерял роль Петрухи в «Белом солнце пустыни» — не рассмотрел перспективного сценария и талантливого режиссёра.) Стоило ему показаться в Управлении делами дипломатического корпуса, где распределяли автомобили, покинутые уехавшими работниками консульств, как глава Управления расплылся в ухмылке и выдал артисту разрешение на приобретение белого «фольксвагена-жука», на котором тот позже щеголял на улицах Москвы. Настойчиво пробовал наладить нужное для здоровья питание, разыскивая в магазинах изюм, урюк, орехи.
Нервничал: «Все, что меня завлекает, или будет под запретом, или недоступно». У Савелия начал портиться темперамент. А в то время, когда он пришёл в сознание, рядом не выяснилось Маши. От грусти и тоски снова спасла работа. На телевидении был снят первый актерский «Бенефис» в серии проектов Евгения Гинзбурга.
Его храбрецом стал Савелий Крамаров. Он пел, танцевал, разыгрывал интермедии, принимал у себя друзей-артистов. В первой половине 70-ых годов двадцатого века Крамаров снялся в лучшей собственной роли — уголовника Косого в фильме «Джентльмены успеха».
На съемках он познакомился с Георгием Евгением и Вициным Леоновым, каковые забрали его под собственную опеку. Как раз они внесли предложение для Савелия маленькую сценку, где он видится с втором детства — бывшим детдомовцем. Роль купила драматические краски, новое звучание, и это не осталось незамеченным зрителями. Савелия уважали и опекали Евстигнеев, Куравлев, Пуговкин, Моргунов, Леонов, режиссеры Гайдай и Розовский.
В первой половине 70-ых годов XX века Савелий Крамаров стал заслуженным артистом РСФСР. Определив об этом, всю ночь проплакал. Вспоминал мать, не дождавшуюся успеха сына, собственный тяжёлое детство… Дальше — хуже.
Начало донимать одиночество. Он подолгу прохаживался у актуального магазина «Лейпциг» рядом со своим белым «фольксвагеном», поигрывая ключами от автомобили. Честно сохранял надежду, что какая-нибудь красотка попросит известного артиста довезти до центра и окажется его судьбой. Но Крамарова начали принимать как дурачка, отождествляя с его непутевыми храбрецами. У зрительниц показались другие кумиры.
В 70-е годы он сыграл жадноватого Петю Тимохина в «Громадной перемене», одноглазого шахматиста в «Двенадцати стульях», дьяка Феофана в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», тракториста Егозу в «Афоне», эксцентричного развратника Серегу в картине «Не может быть!»… Но тогда же над ним начали сгущаться облака. «Что он себе разрешает?!» — возмущались госслужащие.
Кроме того что у народа популярны дураки в крамаровском выполнении, так он еще посещает кружок индийской йоги, снимается лишь в том месте, где желает, по субботам не работает и открыто посещает синагогу! Да плюс ко всему его дядя эмигрировал в Израиль! К середине 70-х Савелий Крамаров из одного из самых кассовых артистов превратился в человека с наклонностями и сомнительными связями. Наконец, его обвинили в оглуплении образа советского человека. На места спустили негласный запрет на съемки.
За последние три года на родине у актера было всего двенадцать съемочных дней (его последней работой в советском кино стал фильм «Новые приключения капитана Врунгеля»). Оставалось, как ему казалось, одно — уехать. Но и из страны его продолжительно не производили.
Всеми собственными помыслами Крамаров хотел попасть в Голливуд. «В случае если что-нибудь означаю как артист, то пробьюсь и в том месте», — сказал Крамаров приятелям. В начале 80-семь дней он написал письмо аммериканскому президенту Рональду Рейгану, в прошлом также актеру. Говорят, его трижды зачитывали по «Голосу Америки».
Взяв наконец разрешение на выезд, он обошел всех собственных родных. Антиквариат, ценности покинул Маше, не смотря на то, что она уже успела вторично выйти замуж. Улетал с двумя полупустыми чемоданами, в заштопанной кепке, в которой снимался в фильме «Приятель мой, Колька!», — она была его талисманом. В Лос-Анджелесе Савелий едет к собственному ветхому привычному — артисту Илье Баскину, с которым снимался еще в «Громадной перемене».
Некое время жил у него, позже снял в аренду квартиру рядом. И уже на следующий год они совместно снялись в агитационной ленте «Москва на Гудзоне». Крамарову досталась роль кагэбэшника Бориса.
Три громадные сцены с его участием стали, пожалуй, самыми забавными в комедии. В финале Борис оказался на экране за лотком с хот-догами. Эта сцена разрешила на родине артиста сказать, что Крамаров в Америке начал торговать сосисками.
Скоро Крамаров снялся в фильме «2010», где сыграл советского астронавта Владимира Руденко. От актера потребовали большей шаржированности образа, а он сопротивлялся, утверждая, что в СССР астронавтами смогут стать лишь отважные и грамотные люди, но никак не идиоты. Позже были фильмы «Вооружен и страшен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара».
Крамаров вступил в американскую Гильдию киноартистов, что для эмигрантов — громадная успех, у него появился собственный агент. Как и в Российской Федерации, его появление на съемочной площадке виделось хорошей ухмылкой. Люди, поработавшие с Крамаровым, относились к нему с почтением и интересом. Кроме того такие звезды, как Уоррен Битти и Робин Уильямс. Его стали узнавать на улице.
В Штатах Савелий Викторович обосновался так, как грезил всю жизнь, — приобрел дом в лесу неподалеку от океана. Каждое утро — пробежки, купание; днем — прогулки по лесу. Он снова женился и в 53 года стал отцом. Дочку назвал Басей, в честь бабушки.
Обожал ее неординарной, больным любовью. В то время, когда они шли рядом, его гордости не было предела. Супруга — Марина — также эмигрантка, приехала с мамой из Одессы. Дамы прошли тяжелейший путь к денежному успеху и, в то время, когда по окончании продолжительных лет утвердились на территории США как предприниматели, стали ждать таких же смелых упрочнений от Савелия.
Он же в свободное от съемок время старался постигать новую страну, вникать в ее культуру, ходить в музеи, театры. Свекровь ворчала: «Лучше бы таксистом подрабатывал». Марина и Савелий расстались, но их отношения остались весьма теплыми и дружескими, тем более что их связывала любимая дочь.
С середины 80-х о Крамарове снова заговорили в Российской Федерации, его кроме того смогли посетить ветхие приятели. Наконец ему удалось приехать в Москву. Причем два раза — в 1992 и 1994 годах. В первоначальный приезд практически сразу же отправился на фестиваль «Кинотавр».
Появление Крамарова в Сочи привело к фурору. К артисту кроме того приставили двух телохранителей. А в то время, когда в Москве он показался на Арбате, чуть не был смят восторженной толпой. Лавочники дарили ему сувениры, прохожие потребовали автографы… А позже начались съемки. Михаил Кокшенов дал актеру ключевую роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия — сходу три эпизода в «Насте».
В первой половине 90-ых годов двадцатого века Савелий Крамаров снимался в фильме «Амурная афера», а его новая супруга, Наташа, готовила 60-летний юбилей мужа. Репортаж об этом праздновании был кроме того продемонстрирован на русском ТВ. Приятели в Москве тогда подчернули, что Крамаров как-то постарел, осунулся.
Они кроме того поразмыслить не могли, что у Савелия Викторовича уже лежало направление к онкологу. Доктор поставил ужасный диагноз — рак прямой кишки. Последние месяцы собственной жизни, перенеся два инсульта, Крамаров лежал в военного госпиталь слепой, немой, парализованный. Актер Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может лишь слышать, и просил присылать ему весточки, а позже в очередь с Наталией часами просматривал тысячи посланий любимому артисту с отчизны…
Крамарова похоронили рядом от Сан-Франциско, на иудейском мемориальном кладбище. Через два года на его могиле был открыт монумент, сооруженный по макету Михаила Шемякина. Это гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных ужасных ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены заглавия любимых актером фильмов: «Приятель мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Джентльмены успеха», «Двенадцать стульев», «Громадная перемена»… Слева — занавес, справа — совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором фотограф запечатлел на уникальность хорошее, обаятельное и улыбчивое лицо актера, судьбой которого стали роли дураков. Сергей Капков
Евгений Леонов — Поминальная Молитва
Записи каковые требуют Вашего внимания:
- Анна шульгина: «мы с мамой весьма различные»
- «Сердце марии» прибавило антону макарскому седых волос
- Анастасия сиваева: «я не могу всем нравиться»
- Цитаты из фильма «элизабеттаун»
- Шекспир был пьяницей, плагиатором и подонком
- Роза сябитова отметила сутки рождения с бывшим мужем
- Новые зарубежные сериалы: главные премьеры осени 2016 года
- За штирлица юлиан семенов пострадал
Подобранные по важим запросам, статьи по теме:
-
Десять фильмов про двойников В прокат выходит «Двойник» — вольная экранизация повести Достоевского от режиссера «Субмарины», прекрасная офисная…
-
Леонид филатов: он умирал 15 раз
Леонид Филатов: он умирал 15 раз 24 декабря исполнилось бы 65 лет Леониду Филатову — актеру, режиссеру, поэту, писателю, телеведущему… Он очень многое успел в…
-
Сергей майоров: «сталкиваюсь с чудесами неизменно»
Сергей Майоров: «Сталкиваюсь с чудесами неизменно» На канале СТС в вечернем эфире – премьера телевизионного художественного фильма «До тех пор пока цветет…
-
Обзор «фильм про»: кому за 10…
Обзор «Фильм Про»: кому за 10 лет достались «Оскары» за биографические ленты Данной в осеннюю пору в канун оскаровской гонки на получение номинаций респектабельной…
-
Кто кого играется в сериале «игра престолов»
Кто кого играется в сериале «Игра престолов» «Игра престолов» — сериал длиною в судьбу. Действительно, у одних храбрецов она весьма маленькая, а другие держатся уже…
-
Фильмы с томом крузом в основной…
Фильмы с Томом Крузом в ключевой роли: самая занимательная фильмография В данной статье вы прочтёте про все роли, каковые сыграл Том Круз. Я поставила перед…
-
Фильм Бойфренд из будущего актеры (Марго Робби, Донал Глисон, Рэйчел Макадамс), описание, кадры Фильм «Бойфренд из будущего» вышел в широкий прокат в…
-
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы
«Кинотавр-2016»: о чем новые русские фильмы и кому они необходимы В текущем году на основной приз «Кинотавра» претендуют 14 фильмов, и больше половины из них — от…